Победа в лицах. «Хороший сын у вас Ваня!».

Мой дед как мальчишкой научился лихо наигрывать на гармони, так и до последнего часа не расставался с любимым инструментом. Были в деревне и другие гармонисты, но чаще всего предпочитали приглашать его за умение играть несколько часов без остановки. Таким Иван Кириллович КУЗНЕЦОВ и запомнился жителям села Новые Айбеси. А я помню его совсем другим…

Ранним утром в день праздника Пресвятой Троицы дедушка начал украшать дом. Ветки молодых берез аккуратно вставил за рамы окон, за наличники. Свежескошенную луговую траву он охапками раскидал на пол. И сразу воздух наполнился ароматом весенне-летней свежести. Я в это время наблюдала за ним с верхней ступени крыльца.

Присев со мною рядом, дед неожиданно разоткровенничался. Так начался наш с ним разговор по душам:

 

– В мае 1942 года в Троицкую родительскую субботу я получил повестку для призыва в армию вместе с другими парнями моего возраста. Нам было по шестнадцать лет. В трудное военное время при скудном питании мы были худые, истощенные. На проводы в солдаты пришло много родственников, знакомых и соседей. На прощание сквозь слезы мама завещала мне молиться Богородице.

Материнское напутствие всю войну согревало меня, вселяло надежду. Когда на фронте было страшно, я закрывал глаза и молился. Через пять месяцев мне присвоили звание ефрейтора и отправили на защиту Ленинграда. Боевое крещение принял в начале 1943 года в качестве разведчика 192-й зенитной артиллерии. Полк прикрывал войска Ленинградского фронта при проведении операции по прорыву блокады Ленинграда. Переломным был тот год в войне. Мы с товарищами всю зиму тогда даже в помещение никакое не входили. Жили в палатках, кто в землянках. Мокли под дождем, терпели ветра и холод.

Победа в лицах. "Хороший сын у вас Ваня!".
На фото: Иван КУЗНЕЦОВ (слева) с боевым товарищем

Находясь вплотную у вражеских позиций, наш участок фронта имел особое стратегическое значение – первыми принимать на себя удар немецкой авиации. Отделение разведки круглыми сутками наблюдало за небом, оповещало зенитчиков о появлении фашистских «юнкеров» и «мессершмиттов». В мои обязанности входило различать типы самолетов, даже по звуку, распознавать сигналы нашей авиации. Все эти данные передавались артиллеристам, которые и наносили шквальный огонь по противнику, – так закончил свой рассказ мой дедушка Ваня.

В июне 1996 года нашего любимого и близкого человека не стало. Как почти все фронтовики, он редко и мало рассказывал о пережитом. Но описание подвига нашего героя семья хранит в строках письма, присланного с передовой родителям деда, – Кириллу Ивановичу и Александре Тимофеевне:

«Ваш сын Иван Кириллович служит в Красной Армии в должности разведчика. За короткий срок он на «отлично» овладел этим сложным и почетным делом и зорко следит за воздухом, не пропуская к городу Ленина ни одного вражеского самолета. За отличную службу и прекрасную боевую работу Иван Кириллович получил Благодарность от командира полка, а 30 июля был награжден правительством медалью «За оборону Ленинграда», – писал командир подразделения ст. лейтенант Игнатьев. – Уважаемые родители! Хороший сын у вас Ваня! Расскажите о боевых делах вашего сына, как был сбит вражеский стервятник, обнаруженный им на большой высоте. Пусть знакомые и товарищи берут с вашего сына пример. Вы вправе гордиться таким сыном – славным защитником нашей великой Родины. Фронтовой привет и командирское спасибо».

Практически у каждой семьи есть своя история о сражениях на фронте или героическом труде в тылу родных. Для будущего поколения такие воспоминания просто бесценны. Мы все должны гордиться нашими предками, которые спасли мир от фашистского ига, отстояли независимость нашей Родины. Мы обязаны помнить, какой ценой досталась Победа, и чтить память наших героев.

 

Т. Леонтьева.