В огне войны сгорело детство
ПЕДАГОГИ АЛАТЫРСКОГО АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА – СВИДЕТЕЛИ ВОЕННЫХ ЛЕТ
Сегодня молодые люди, к сожалению, мало знают о военной истории своей страны, а ведь очевидцев событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше. Но остались их дети, которые вынесли на своих хрупких детских плечиках все тяготы той проклятой войны, отнявшей у них самое прекрасное время – детство… Я обратилась к детям войны, очень скромным и интеллигентным людям почтенного возраста, моим коллегам-преподавателям, много лет проработавшим в сфере образования города Алатыря, с просьбой вспомнить и рассказать, как они выжили в то тяжелейшее военное время.
Раиса Андреевна ПЕЛЕШИНА (Бухалёнкова) родилась 19 декабря 1930 года в с. Порецкое в семье из шести человек, где царили любовь и забота друг о друге. Раиса Андреевна вспоминает, как в один из летних вечеров 1941 года взрослые сельчане с тревогой собрались у репродуктора. Дети тогда почувствовали что-то неладное. Это было сообщение о войне, речь Молотова. Расходились по домам с тяжелыми чувствами.
Так для девчонок и мальчишек закончилось детство. Каждый день кто-то из отцов, братьев уходил на фронт. Женщины на селе везде стали заменять мужчин, а дети как могли помогали им в домашних делах. С каждым месяцем жить становилось все труднее и труднее, кончались запасы еды, дров, которых еще и не успели заготовить.
Зимой учились в холодных классах, девочки сидели, съежившись, а мальчишки бегали по классу. Писали на старых книгах между строк. Не миновали детей чесотка и вшивость, всех пост-ригли наголо. Девчонки рыдали, прощаясь с длинными русыми косами…
В мае заканчивался учебный год, и дети вместе с мамами стали работать в колхозе. А дел было очень много. В колхозе был трактор, на нем работала женщина из династии трактористов. Поля были вспаханы и засеяны вручную старичками и старушками. Техники другой не было. Пропалывали очень большие площади. Это нужно было для фронта и для Победы. Уставшие, голодные приходили домой и с ужасом ждали старика-почтальона, который каждый вечер разносил страшные известия об убитых и без вести пропавших.
Потом на практику приехала студентка из сельхозинститута, организовала ученическую бригаду. Так с ранней весны и до поздней осени (учебный год начинался в октябре) выполняли все работы в колхозе, где выращивали не только зерновые культуры, но и овощи. Юные граждане нашей страны, пионеры и школьники, трудились на полях, а ведь это тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи тонн намолоченного зерна! Все надо было обработать, вовремя убрать.
Годы те к тому же были дождливые, зимой морозные. Женщинам очень трудно было прокормить детей. Все шло в дело: и травы, и ягоды, и грибы, и орехи – все, что можно было есть. К тому же в 1941 году померзли сады, и детки надолго забыли вкус яблок. Пришлось копать целину в садах лопатой и засаживать овощами. С одеждой и обувью было очень плохо: все подноски, перешитое, перелатанное передавалось от одних другим.
На село приходило много писем-треугольников, в одном из них сообщалось о гибели брата. Семья тяжело перенесла это горе. Отец работал по брони на эвакуированном военном заводе в г. Шумерли. Жил в холодном бараке, постоянно голодал. Даже опух от голода, когда у него украли продовольственные карточки (даже в грозное лихолетье встречались нелюди и среди советских людей), но выдержал и с большим трудом выжил. Еще в начале войны были призваны по мобилизации два папиных брата, так вот от них не было получено ни одного письма, лишь похоронки… Одна из двоюродных сестер была в партизанском отряде, они попали в окружение, и немцы, зверски издеваясь, казнили ее.
Очень горьки и тяжелы воспоминания о тех годах, сердце щемит, на глаза наворачиваются слезы. Но несмотря ни на что, сельчане верили в Победу и приближали ее как могли. Маленькие труженики стремились сделать все зависящее от них, чтобы такой ужас больше не повторился.
…И вот наступил радостный день 9 мая 1945 года. Опять слезы. Но теперь это были слезы радости. Еще долго после войны сельские дети не были сытыми и нормально одетыми. Надо было восстанавливать страну. Даже потом, уже в студенческие годы, подолгу стояли в очередях, чтобы купить немного хлеба и конфет-подушечек, вкус которых не забыли по сей день.
Супруг Раисы Андреевны Михаил Петрович ПЕЛЕШИН родился 12 декабря 1932 года в селе Анастасово Порецкого района. На начало войны он был 10-летним пареньком, безотцовщиной, отец умер незадолго до его рождения.
Началась война, и сельские мальчишки заменили отцов, дедов и братьев, ушедших на фронт. Единственным родным и близким ему человеком была матушка Агриппина Ивановна. Он рос очень любознательным мальчуганом и, несмотря на работу в колхозе, любил ходить в школу. Хотя учеба проходила в ужасных условиях, особенно зимой: школа не отапливалась, не было дров. Более крупных парней отправляли на заготовку дров, при школе была лошадка, запрягали ее в дровни и привозили дрова.
В классах стояла минусовая температура, сидели в одежде, чернила замерзали, писать можно было только мелом на доске, а стереть невозможно, тряпки прилипали к доске. В такие морозные дни детей отпускали по домам, иногда месяцами не учились.
«К нам приходил учитель из села Порецкое пешком. От частого голодания, переутомления и холода он опухал и падал в обмороки», – вспоминает школьные годы Михаил Петрович. Ученики очень жалели его и частенько подкладывали ему в ящик стола картошку и кусочек хлеба, которую он после уроков со слезами на глазах съедал. Поговаривали, что он из эвакуированных, а на фронт непригоден.
В годы войны на селе остались только женщины, старики да дети до 16 лет, многие уезжали в школы ФЗО или просились добровольцами на фронт. Приходилось совмещать учебу с работой дома и в колхозе. Мальчикам давали мужскую работу: косили траву, сено укладывали в стога, все в ручную, техники никакой, из инвентаря лишь грабли, вилы, косы, топор да пила. Женщины и девушки вязали снопы, а ребята на лошадях и быках свозили их и складывали в скирды. Колосья обмолачивали, зерно сортировали, очищали, ссыпали в мешки. Потом парни отвозили его в село Порецкое в «Заготзерно», откуда его сплавляли по Суре и Волге до места назначения. На первой подводе был плакат: «Все для фронта, все для Победы!», и пацаны очень гордились таким доверием стариков села. Мешки были по 50-60 кг, и их надо было по трапу поднять наверх и ссыпать, а приемщик покрикивает: «Торопись, пацанчики, не одни вы здесь, со всего района зерно на фронт отправляем!».
После дневной работы надо было дать возможность отдохнуть лошадям. В вечернее время парнишки отгоняли их на луга, поближе к роще, а сами прятались под накрытой травой телегой, как в шалаше. Эта работа называлась выезд в ночное. В одну из таких ночей услышали, как лошади беспокоятся и сбились в кучу. Выглянули и увидели, что три волка кусают маленькую еще слабенькую лошадку Ласточку, оттеснив ее от табуна. У ребят не было никакого оружия, только плети. Миша быстро зауздал более шуструю лошадь Звездочку, вскочил на нее и помчался отбивать у волков Ласточку. Подскакав к стае, хлестнул плетью одного из волков, видимо попал в глаз. Зверь взвыл и убежал в рощу, за ним побежали и остальные. Наутро ребята рассказали об этом председателю колхоза, он его похвалил, но попросил больше так не делать.
Дети выполняли разные работы, на какие их направлял бригадир. За это им писали трудодни, за которые осенью выдавали зерно в небольшом количестве. В сенокос детишек кормили завтраком из вики или гороха, кружка молока и кусочек черного хлеба, это была такая вкуснотища! А дома огороды были по 40 соток, их тоже надо вскопать и засеять просом или пшеницей, посадить картофель и овощи да все это обработать. Делали земляной ток и цепями молотили зерно, которое потом пропускали через самодельные жернова, и получалась полумука, из которой пекли хлеб.
Голод начинался по весне, когда все скудные запасы уже кончались. С нетерпением ждали, когда же появится трава, в ход шла и лебеда, и дикий лук, и репей.
Не было у них радости детства, вспоминается лишь изнурительный труд, но зато Михаил Петрович, малолетний сельский парнишка, своим детским трудом чуть-чуть помог приблизить светлый миг Победы и гордится этим.
После школы Раиса Андреевна окончила Чувашский педагогический институт, работала учителем в селе Стемасы. Михаил Петрович, единственный сын, после окончания Казанского педагогического института и нескольких лет работы в Татарстане вернулся на родину. Устроился на работу в Алатырский лесотехнический техникум и перевез маму в Алатырь.
Познакомились Михаил Петрович и Раиса Андреевна на очередном семинаре работников педобразования. Вскоре она тоже стала преподавателем лесотехнического, а впоследствии автомобильно-дорожного техникума, где супруги много лет трудились, воспитав не одно поколение достойных людей. У Михаила Петровича и Раисы Андреевны двое детей.
В прошлом году они переехали в Тулу к сыну, но поддерживают связь со своими коллегами, которые без громких слов гордятся знакомством и годами работы бок о бок с этими сильными духом людьми – детьми войны, перенесшими многие лишения и горести тех страшных лет.
Т. ЗАВОЛЖСКАЯ, преподаватель филиала СамГУПС в г. Алатыре.