В огне войны сгорело детство

ПЕДАГОГИ АЛАТЫРСКОГО АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА – СВИДЕТЕЛИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Сегодня молодые люди, к сожале­нию, мало знают о военной истории своей страны, а ведь очевидцев событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше. Но оста­лись их дети, которые вынесли на своих хрупких детских плечиках все тяготы той проклятой войны, отнявшей у них самое прекрасное время – детство… Я обратилась к детям войны, очень скромным и интеллигентным людям почтенного возраста, моим коллегам-преподавателям, много лет проработав­шим в сфере образования города Алатыря, с просьбой вспомнить и рассказать, как они выжили в то тяжелейшее военное время.

Раиса Андреевна ПЕЛЕ­ШИНА (Бухалёнкова) родилась 19 декабря 1930 года в с. Порец­кое в семье из шести человек, где царили любовь и забота друг о друге. Раиса Андреевна вспоми­нает, как в один из летних вечеров 1941 года взрослые сельчане с тревогой собрались у репродукто­ра. Дети тогда почувствовали что-то неладное. Это было сообщение о войне, речь Молотова. Расходи­лись по домам с тяжелыми чув­ствами.

Так для девчонок и мальчи­шек закончилось детство. Каждый день кто-то из отцов, братьев ухо­дил на фронт. Женщины на селе везде стали заменять мужчин, а дети как могли помогали им в домашних делах. С каждым меся­цем жить становилось все труднее и труднее, кончались запасы еды, дров, которых еще и не успели за­готовить.

Зимой учились в холодных классах, девочки сидели, съе­жившись, а мальчишки бегали по классу. Писали на старых книгах между строк. Не миновали детей чесотка и вшивость, всех пост-ригли наголо. Девчонки рыдали, прощаясь с длинными русыми косами…

В мае заканчивался учебный год, и дети вместе с мамами ста­ли работать в колхозе. А дел было очень много. В колхозе был трак­тор, на нем работала женщина из династии трактористов. Поля были вспаханы и засеяны вручную старичками и старушками. Техни­ки другой не было. Пропалывали очень большие площади. Это нуж­но было для фронта и для Побе­ды. Уставшие, голодные приходили домой и с ужасом ждали старика-почтальона, который каждый вечер разносил страшные известия об убитых и без вести пропавших.

Потом на практику приеха­ла студентка из сельхозинсти­тута, организовала ученическую бригаду. Так с ранней весны и до поздней осени (учебный год начи­нался в октябре) выполняли все работы в колхозе, где выращива­ли не только зерновые культуры, но и овощи. Юные граждане на­шей страны, пионеры и школьни­ки, трудились на полях, а ведь это тысячи гектаров скошенного хле­ба, тысячи связанных снопов, ты­сячи тонн намолоченного зерна! Все надо было обработать, вовремя убрать.

Годы те к тому же были до­ждливые, зимой морозные. Жен­щинам очень трудно было про­кормить детей. Все шло в дело: и травы, и ягоды, и грибы, и орехи – все, что можно было есть. К тому же в 1941 году померзли сады, и детки надолго забыли вкус яблок. Пришлось копать целину в садах лопатой и засаживать овощами. С одеждой и обувью было очень плохо: все подноски, перешитое, перелатанное передавалось от одних другим.

На село приходило много пи­сем-треугольников, в одном из них сообщалось о гибели брата. Семья тяжело перенесла это горе. Отец работал по брони на эвакуированном военном заво­де в г. Шумерли. Жил в холодном бараке, постоянно голодал. Даже опух от голода, когда у него укра­ли продовольственные карточки (даже в грозное лихолетье встре­чались нелюди и среди советских людей), но выдержал и с большим трудом выжил. Еще в начале во­йны были призваны по мобилиза­ции два папиных брата, так вот от них не было получено ни одного письма, лишь похоронки… Одна из двоюродных сестер была в пар­тизанском отряде, они попали в окружение, и немцы, зверски из­деваясь, казнили ее.

Очень горьки и тяжелы вос­поминания о тех годах, сердце щемит, на глаза наворачивают­ся слезы. Но несмотря ни на что, сельчане верили в Победу и при­ближали ее как могли. Маленькие труженики стремились сделать все зависящее от них, чтобы такой ужас больше не повторился.

…И вот наступил радостный день 9 мая 1945 года. Опять сле­зы. Но теперь это были слезы радости. Еще долго после войны сельские дети не были сытыми и нормально одетыми. Надо было восстанавливать страну. Даже по­том, уже в студенческие годы, по­долгу стояли в очередях, чтобы купить немного хлеба и конфет-по­душечек, вкус которых не забыли по сей день.

Супруг Раисы Андреевны Михаил Петрович ПЕЛЕШИН родился 12 декабря 1932 года в селе Анастасово Порецкого рай­она. На начало войны он был 10-летним пареньком, безотцов­щиной, отец умер незадолго до его рождения.

Началась война, и сельские мальчишки заменили отцов, де­дов и братьев, ушедших на фронт. Единственным родным и близ­ким ему человеком была матуш­ка Агриппина Ивановна. Он рос очень любознательным мальчу­ганом и, несмотря на работу в колхозе, любил ходить в школу. Хотя учеба проходила в ужасных условиях, особенно зимой: школа не отапливалась, не было дров. Более крупных парней отправляли на заготовку дров, при школе была лошадка, запрягали ее в дровни и привозили дрова.

В классах стояла минусовая температура, сидели в одежде, чернила замерзали, писать мож­но было только мелом на доске, а стереть невозможно, тряпки при­липали к доске. В такие морозные дни детей отпускали по домам, иногда месяцами не учились.

«К нам приходил учитель из села Порецкое пешком. От частого голодания, переутомления и холода он опухал и падал в об­мороки», – вспоминает школьные годы Михаил Петрович. Ученики очень жалели его и частенько подкладывали ему в ящик стола картошку и кусочек хлеба, которую он после уроков со слезами на глазах съедал. Поговаривали, что он из эвакуированных, а на фронт непригоден.

В годы войны на селе оста­лись только женщины, старики да дети до 16 лет, многие уезжа­ли в школы ФЗО или просились добровольцами на фронт. Прихо­дилось совмещать учебу с рабо­той дома и в колхозе. Мальчикам давали мужскую работу: косили траву, сено укладывали в стога, все в ручную, техники никакой, из инвентаря лишь грабли, вилы, косы, топор да пила. Женщины и девушки вязали снопы, а ребята на лошадях и быках свозили их и складывали в скирды. Колосья обмолачивали, зерно сортирова­ли, очищали, ссыпали в мешки. Потом парни отвозили его в село Порецкое в «Заготзерно», откуда его сплавляли по Суре и Волге до места назначения. На первой под­воде был плакат: «Все для фрон­та, все для Победы!», и пацаны очень гордились таким доверием стариков села. Мешки были по 50-60 кг, и их надо было по трапу поднять наверх и ссыпать, а при­емщик покрикивает: «Торопись, пацанчики, не одни вы здесь, со всего района зерно на фронт от­правляем!».

После дневной работы надо было дать возможность отдохнуть лошадям. В вечернее время пар­нишки отгоняли их на луга, побли­же к роще, а сами прятались под накрытой травой телегой, как в шалаше. Эта работа называлась выезд в ночное. В одну из таких ночей услышали, как лошади бес­покоятся и сбились в кучу. Выгля­нули и увидели, что три волка ку­сают маленькую еще слабенькую лошадку Ласточку, оттеснив ее от табуна. У ребят не было никакого оружия, только плети. Миша быстро зауздал более шуструю лошадь Звездочку, вскочил на нее и пом­чался отбивать у волков Ласточку. Подскакав к стае, хлестнул пле­тью одного из волков, видимо по­пал в глаз. Зверь взвыл и убежал в рощу, за ним побежали и осталь­ные. Наутро ребята рассказали об этом председателю колхоза, он его похвалил, но попросил больше так не делать.

Дети выполняли разные рабо­ты, на какие их направлял брига­дир. За это им писали трудодни, за которые осенью выдавали зерно в небольшом количестве. В сенокос детишек кормили завтраком из вики или гороха, кружка молока и кусочек черного хлеба, это была такая вкуснотища! А дома огоро­ды были по 40 соток, их тоже надо вскопать и засеять просом или пшеницей, посадить картофель и овощи да все это обработать. Делали земляной ток и цепями молотили зерно, которое потом пропускали через самодельные жернова, и получалась полумука, из которой пекли хлеб.

Голод начинался по весне, ког­да все скудные запасы уже конча­лись. С нетерпением ждали, когда же появится трава, в ход шла и ле­беда, и дикий лук, и репей.

Не было у них радости дет­ства, вспоминается лишь изну­рительный труд, но зато Михаил Петрович, малолетний сельский парнишка, своим детским трудом чуть-чуть помог приблизить свет­лый миг Победы и гордится этим.

После школы Раиса Андре­евна окончила Чувашский педа­гогический институт, работала учителем в селе Стемасы. Ми­хаил Петрович, единственный сын, после окончания Казанского педагогического института и не­скольких лет работы в Татарстане вернулся на родину. Устроил­ся на работу в Алатырский лесо­технический техникум и перевез маму в Алатырь.

Познакомились Михаил Петрович и Раиса Андреевна на очередном семинаре работников педобразования. Вскоре она тоже стала преподавателем лесотех­нического, а впоследствии авто­мобильно-дорожного техникума, где супруги много лет трудились, воспитав не одно поколение до­стойных людей. У Михаила Петровича и Раисы Андреевны двое детей.

В прошлом году они перееха­ли в Тулу к сыну, но поддержива­ют связь со своими коллегами, которые без громких слов гордят­ся знакомством и годами работы бок о бок с этими сильными духом людьми – детьми войны, перенес­шими многие лишения и горести тех страшных лет.

Т. ЗАВОЛЖСКАЯ, преподаватель филиала СамГУПС в г. Алатыре.