Воспоминания председателя Союза «Чернобыль» по городу Алатырю Ивана Тархановского

 На ликвидацию аварии меня отправили из армии. Службу я проходил под Днепропетровском в таковой дивизии. На тот момент мне было неполных 20 лет. Со мной туда также отправились алатырцы-сослуживцы Сергей Семенов и Владимир Самойлов.

 Как известно, взрывы произошли 26 апреля. В этот день у нас должны были начаться учения. Доехав почти до Донецка, нас вернули обратно. До 1 мая мы точно не знали, что вообще произошло. Знали только то, что что-то взорвалось, а что конкретно – оставалось лишь догадываться. Многие думали, что какой-то военный объект, но оказалось, что случилась ядерная катастрофа. Прояснилось все только тогда, когда к нам в часть стали приходить так называемые партизаны, то есть те, кого призывали с гражданки.

 Каждое утро наш начальник химзащиты по штабу замерял фон. Позже нас начали отправлять на ликвидацию аварии. Сначала одна партия ребят ушла, потом нас отправили им на замену. С Семёновым мы пробыли там почти два месяца, начиная с 4 июня, а Самойлов – до октября.

 Все трое работали водителями. Лично я возил начальство на станцию. В семь утра доставлю их на место, и весь день нахожусь там. На станции мне выдавали йодовые таблетки от радиации, в машине сидел в респираторе, не разрешалось открывать окна.

 Бывало, возил журналистов в Припять. Хорошо запомнилось то, что город был обычным, с многочисленными многоэтажками. Когда людей эвакуировали, на многих балконах осталось нетронутое бельё, которое сушилось. Ведь ничего нельзя было брать с собой, кроме денег и документов.

 Недалеко от Припяти растёт сосна (она и сейчас там есть), на которой немцы казнили партизан. Этот своеобразный памятник впечатлил меня не менее, чем ядерная катастрофа.

 Лично не видел, но мне рассказывали знакомые, которые тоже устраняли последствия аварии, что здешние собаки признавали только людей в военной форме, так как они подкармливали их. А на тех, кто находился в гражданской одежде, животные бросались. Многие из них были больные – беззубые, слепые.

 Всем землякам, которые участвовали в ликвидации чернобыльской катастрофы, желаю крепкого здоровья и чтобы в их домах царили только радость и спокойствие.