Про «обратную сторону» внеклассного чтения из первых уст

Про «обратную сторону» чтения не в рамках школы нам рассказала учитель русского языка и литературы школы № 2 Елена ЗАМАХОВА.
Елена Владимировна занимается со школьниками 5-11 классов, у ребят сейчас как раз самый любознательный и восприимчивый возраст. Поэтому ее цель – не просто донести до своих подопечных материал, но и затронуть струны их юных душ.
На этом основываются и книги для прочтения, которые она рекомендует детям не в рамках урока.
«На каждые каникулы, не только на летние, как это принято, я даю им списки литературы.
В первую очередь я ориентируюсь на школьную программу. Но в обязательном порядке включаю и
внеклассные произведения. Обычно на свое усмотрение, опираясь на возраст учеников», – сообщает она.
Например, учащиеся 10-11классов дополнительно изучают творения зарубежных классиков, это Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Джек Лондон. В среднем звене – приключенческие романы под авторством Майн Рида, Джеймса Купера. А 5-6 классы – творчество советских писателей: Владимира Железникова, Григория Адамова, Аркадия Гайдара…
В среднем в списке от 10 до 15 наименований, у старшеклассников обычно меньше, поскольку и произведения у них больше.
«Есть дети очень читающие, есть те, которые пока только знакомятся с печатным словом. Я считаю, что при желании любой человек может подружиться с книгой», – уверенно говорит Елена Владимировна.
В начале учебного года она всегда устраивает ребятам проверку сочинением о прочитанном за лето. Всегда есть и «бунтари» –те, кто читает свое, не по программе, и хочет рассказать об этой книге в своем творении. «Так порой даже интереснее, – говорит педагог, – главное, чтобы ребенок делал это с желанием».
Бывает, что особо заядлые книголюбы просто так просят посоветовать какую-нибудь книгу: «Советую то, что прочитала сама, затем на переменах при желании можно это обсудить. Очень важно дать понять ребятам, что литература – это не школьный предмет, за который нужно получить оценку в аттестат, а
важный составляющий момент жизни образованного человека».
Елена Владимировна считает, что в любом возрасте нужно составлять самому себе примерные списки для прочтения. Это дисциплинирует и помогает лучше понять себя. Конечно, взрослая жизнь отличается от школьной, но учитывая свою занятость, при желании всегда можно выделить время на полезное и приятное дело.
«Когда человек не читает, он не развивается, а чтение учит мыслить и смотреть на мир с разных точек зрения, и учиться этому можно бесконечно», – заключает Елена Владимировна.