Сергей Лукишин: «Олег Николаев сразу же разобрался в ситуации»

Глава горадминистрации Алатыря Сергей ЛУКИШИН является одним из самых «молодых» сити-менеджеров по стажу работы руководителем муниципального образования. Его избрали сити-менеджером 20 августа. За это время, надо полагать, глаз Сергея Анатольевича не успел «замылиться», а потому его взгляд на проблемы города и в целом республики будет интересен нашим читателям.

– Сергей Анатольевич, как вы восприняли свое недавнее избрание сити-менеджером?
– Новую должность воспринял нормально. Когда врио Главы Чувашии Олег Алексеевич Николаев
мне ее предложил, я согласился. Во-первых, Олега Алексеевича знаю давно, наверное, лет десять, когда он еще был депутатом Госсовета Чувашии. Естественно, я следил за его профессиональным ростом, и мне очень часто казалось, что он в своих выступлениях с трибуны Госдумы либо в СМИ озвучивает и мои мысли.
То есть мы с ним, как говорится, на одной волне. Эта общность –очень важный фактор при принятии решения для любого человека, тем более для муниципального руководителя. Я имею в виду не корпоративную солидарность, а именно команду, людей, объединившихся вокруг лидера по духу, знающих, что такое чувство локтя, и стремящихся достичь цели, как бы трудно ни было.
– Это единственный фактор, повлиявший на Ваш выбор?
– Конечно, нет. Я ведь проблемы Алатыря знаю не понаслышке, потому что еще в 2002 году возглавил государственную противопожарную службу МЧС России в городе. Потом, уже после выхода на пенсию, создал компанию «Алатырская спецавтоматика», где до последнего времени был директором. О проблемах города написано и сказано немало. Поэтому я бы не хотел останавливаться на деталях. Главная задача – синхронизировать план развития Алатыря с республиканскими программами, которые
в свою очередь основываются на федеральных. Я прежде всего имею в виду Комплексную программу социально-экономического развития Чувашии, рассчитанную на ближайшие пять лет. В этом документе многое продумано и учтено. Но, например, Алатырь в нем недостаточно представлен как туристический город. Мы даже не вошли в список муниципальных образований, которым согласно программе будут выделены деньги на развитие туризма, хотя именно Алатырь в силу своих исторических и архитектурных особенностей имел полное право претендовать на это. Тем не менее у нас есть все шансы поправить положение.
– Эти шансы реальны? Или это просто Ваши надежды?
– И то, и другое. Чем отличается нынешнее руководство Чувашии от прежнего? Раньше в принятии решений доминировала ее величество «бумага»: различные инструкции и циркуляры. Фактически никто не хотел вникать в суть проблемы – лишь бы был красивый отчет. На все предложения и просьбы муниципалитетов обычно отвечали: «Не положено». Ради справедливости надо отметить: и сейчас их деятельность довольно строго регулируется, особенно в бюджетной сфере, но радует то, что нынешнее Правительство Чувашии во главу угла прежде всего ставит интересы жителей, потребности сельских поселений, городов, районов.
Возьмем Алатырь. Мы в этом году, наконец, получили федеральный грант на 44 с половиной миллиона рублей по программе «Благоустройство малых городов и исторических поселений». До этого два года по категории «Малые города» пытались, но не вышло. В прошлом году Алатырю удалось получить статус исторического поселения. Но и здесь возникли сложности. Дело в том, что муниципалитет оформил заявку на 62 миллиона рублей и защищал концептуальный проект в целом. Он и выиграл в конечном счете, но денег выделили значительно меньше. Встал вопрос: как быть? Олег Николаев сразу же разобрался в ситуации, и Правительство Чувашии приняло решение погасить эту разницу – 18 с половиной миллионов рублей – из республиканского бюджета. Мы планируем направить эти средства на благоустройство.
Приведем в порядок парковую зону, скверы Прудок, имени Героев Советского Союза Боронина и Ветвинского, Парк имени 30-летия ВЛКСМ, а также другие объекты. Одним словом, переходим от прежней практики точечного благоустройства к комплексному.
– Да, я видел, как благоустраивается микрорайон Стрелка . Приятно смотреть: скамейки, клумбы, детские игровые площадки…
– И это только начало. Но проблем хватает. Пожалуй, самая острая – дороги. Из 189 километров с твердым покрытием – всего 54 километра. Но и это еще не все. Из этих полста километров лишь 20 процентов отвечают нормативам. Мы, конечно, строим, ремонтируем, но положение аховое. Например, в прошлом году сдали в эксплуатацию 900 метров дороги в микрорайоне Стрелка, в 2020 году – еще 400 метров, но этого явно недостаточно.
– Может, применить принцип инициативного бюджетирования?
– Рады бы, да в городской казне денег нет. Даже не знаешь, куда в первую очередь средства направить. Срочно надо старые котельные заменить на модульные, потому что они сейчас потребляют много газа. Изношены теплосети. Как следствие – тарифы на тепловую энергию не покрывают затрат. На сегодня долги МУП «А ПОК и ТС» за газ превысили 127 миллионов рублей. Самому предприятию ООО «Управление ЖКХ» за тепло должно 76 миллионов рублей.
– Но тут, наверное, есть и объективные, и субъективные факторы? Я бы к последним отнес частую сменяемость сити-менеджеров в городе.
– Вопрос не только в сменяемости глав городской администрации, а в самой системе муниципального управления. В последние годы усложнилась процедура подготовки документов, ужесточились сроки реализации тех или иных решений. На работников городской администрации легла не только большая нагрузка, но и ответственность. Почему некоторые муниципалитеты в прошлые годы не могли освоить деньги, выделенные из республиканского бюджета? Одна из причин – некачественная подготовка документов. К сожалению, в муниципальной сфере очень мало квалифицированных специалистов.
Кто пойдет на эту службу, если у нас в городской администрации начальник отдела получает всего 23 тысячи рублей? В детских садах воспитатели получают столько, не говоря уже о врачах и учителях. Еще на одной проблеме, о которой не раз говорил и Олег Алексеевич, мне хотелось бы остановиться. Это механизм назначения сити-менеджеров в городских округах. Мое мнение: надо ввести прямые выборы глав администраций районов и городов. Что бы ни говорили, но нынешняя система выборов делает главу администрации в какой-то степени заложником депутатов. Если бы народ его напрямую выбрал, у него было бы право ответить на несправедливые наскоки депутатов так: «Не вы меня избрали, а граждане, и я отвечаю перед ними». Я имею в виду не депутатский корпус Алатыря – с ним у меня ровные и деловые отношения, а в целом механизм выборов.

 

Вел беседу
Алексей КРЯЖИНОВ.