Нужно, чтобы помнили…

Идут годы, одно поколение сменяет другое, однако Великая Победа – это то, чем мы можем гордиться и на чем воспитывать новые поколения. Сегодняшняя молодежь узнает о Великой Отечественной войне из рассказов взрослых, из книг и кинофильмов. О войне написаны замечательные романы и повести. Предлагаем вашему вниманию список новых книг о войне под названием «Память, которой не будет забвенья», недавно поступивших в Алатырскую центральную библиотеку.

«Штурм Брестской крепости», Ростислав Алиев.
22 июня 1941 года штурм Брестской крепости, на захват которой немецкое командование отводило считаные часы, закончился полным провалом и большими потерями 45-й дивизии Вермахта. Несмотря на внезапность нападения и утрату управления войсками в самом начале боя, красноармейцы продемонстрировали чудеса стихийной самоорганизации, оказав противнику отчаянное сопротивление. Чтобы сломить его, немцам потребовалось больше недели, но отдельные
группы защитников держались до конца июля, а последние бойцы продолжали сражаться до осени
1941 года.

«Блокада Ленинграда. «Никто не забыт и ничто не забыто», Ольга Берггольц.
«Никто не забыт и ничто не забыто!» – эти легендарные строки Ольги Берггольц высечены на мемориальной стене Пискаревского кладбища, где похоронено полмиллиона жертв Ленинградской
блокады. Все 872 блокадных дня Ольга Федоровна находилась в Ленинграде. Ее голос ежедневно
звучал в радиоэфире, вселяя надежду в голодных и ослабевших. Знаменитая поэтесса, автор пронзительных стихов и прозы, навсегда вошла в историю Великой Отечественной войны как муза блокадного Ленинграда.

«Год 1942 – «учебный», Владимир Бешанов.
В начале 1942 года после поражения немцев под Москвой советское командование решило перейти в общее наступление навсех фронтах, от Ленинграда до Крыма. Явно переоценив первые
успехи Красной Армии, Сталин объявил 42-й год «победным», годом «полного разгрома гитлеровских войск».
Расплата за недооценку противника оказалась жестокой. Харьковская катастрофа и ржевская мясорубка, кровавые бойни на Невском пятачке и в большой излучине Дона, сдача Севастополя и трагедия Мясного Бора – поражения 1942 года по масштабам и потерям были вполне соизмеримы
с разгромом 41-го.

«Год 1943 – «переломный», Владимир Бешанов.
1943 год открыл для Красной Армии «эру победных салютов». Остались в прошлом панические
отступления и танкобоязнь, перебои со связью и лобовые атаки без артподготовки. Однако наша
артиллерия по-прежнему била не столько по целям, сколько по площадям; взаимодействие между
родами войск не было отработано, а людские потери оставались неоправданно высокими. И все же
стратегическая обстановка понемногу менялась в пользу Красной Армии, которая вместе с опытом
обретала веру в Победу.

«Год 1944 – «победный», Владимир Бешанов.
1944-й вошел в историю Отечественной войны как год «десяти сталинских ударов» и «решающих
побед». О победах вспоминать всегда приятно. Поэтому о кампании 1944 года рассказывали, писали, снимали охотно и много: о гениальности советских полководцев, о героизме Красной Армии, в одиночку спасавшей Европу, и коварстве союзников, вставлявших палки в колеса, о народах, радостно встречавших освободителей. Однако даже в «победном 44-м» хватало и проваленных операций, о которых не принято вспоминать, и бездарных генералов, и вопиющих ошибок, и бессмысленных потерь.

«Танковый погром 1941 года», Владимир Бешанов.
Эта книга опровергает самые главные, основополагающие, ключевые советские мифы о Великой
Отечественной. Автор доказывает, что утверждение советской пропаганды о «техническом преобладании» Вермахта в начальный период войны не соответствует действительности. Напротив, летом 1941 года танковые войска Красной Армии имели абсолютное превосходство над Панцерваффе и по количеству, и по качеству бронетехники.
Однако первые же столкновения наших мехкорпусов с танковыми дивизиями Вермахта превратились в настоящий танковый погром РККА, наглядно продемонстрировав, что численное и техническое преимущество еще не гарантирует победы – гораздо важнее уметь эту технику грамотно применять.

«Битва за Псков»,Сергей Бирюк.
Март 1944 года, командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров обратился к воинам фронта. Обращение гласило: «Товарищи бойцы, сержанты и офицеры! Перед вами Псков… Псков – старинный русский город, прославивший себя многовековой борьбой и против немецких захватчиков. Немцы не раз протягивали к нему свои хищные руки, но все их подходы к стенам неизменно заканчивались полным разгромом. Так было в 1242 году, когда дружинники Александра Невского – наши предки – разбили на Чудском озере полчища немецких псов-рыцарей. Так было в 1918 году, когда отряды молодой Красной Армии под Псковом и Наровой наголову разгромили отборные войска Кайзеровской Германии, вписав новую ярчайшую страницу в историю русской воинской славы. Так было и будет».

«Добровольцы-москвичи на защите Отечества. 3-я Московская коммунистическая стрелковая дивизия в годы Великой Отечественной войны». Владимир Бирюков.
2 июля 1941 года ЦК ВКП(б) предложил местным партийным организациям возглавить создание народного ополчения, и в тот же день Военный совет Московского военного округа принял «Постановление о добровольной мобилизации жителей Москвы и области в народное ополчение».
К середине июля в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения, которые убыли в
действующую армию.

«Рассекречено. Правда об острых эпизодах советской эпохи», Владимир Воронов.
За десятилетия самые острые эпизоды советской эпохи обросли множеством мифов. Убийство советских дипкурьеров в феврале 1926 года, которые везли крупную партию фальшивых фунтов стерлингов. Попытка военного мятежа в августе 1934 года, подготовку к которому прозевали чекисты. «Операция Х» – участие советских спецслужб в Гражданской войне в Испании. Угрозы, подстерегавшие лидеров СССР, США и Великобритании во время их встречи в Тегеране в 1943 году…
Автор не только разоблачает множество мифов, но и на основе архивных документов и свидетельств очевидцев рассказывает о том, что произошло в реальности.

«Десантники», Артем Драбкин.
Советские десантники проводили успешные операции в тылу врага еще во время Финской войны.
Контрнаступление под Москвой, Вяземская воздушно-десантная операция, форсирование Днепра – на фронтах Великой Отечественной войны десант часто был впереди остальных. Об опасных заданиях за линией фронта, о разведывательно-диверсионных операциях, из которых возвращались немногие, десантники рассказывают на страницах очередной книги исторического проекта «Я помню».

«Главный обвинитель Нюрнбергского трибунала», Александр Звягинцев.
Роман Андреевич Руденко был Генеральным прокурором СССР с 1953 по 1981 год. Он принимал участие во многих громких процессах. В 1953 г. вел следствие по делу Берии. В 1960 г. выступал главным обвинителем на процессе Ф. Пауэрса. Но главным делом Руденко остался «процесс века» – Нюрнбергский трибунал, на котором он выступал обвинителем от СССР.

«На острие победы», Сергей Коротков.
Жаркое лето 1943 года. Наши войска гонят врага к границе СССР, но противник еще силен и готовится встретить их на своей территории, на укрепленных плацдармах Восточной Пруссии. Сюда стягиваются отборные части СС, резервы Вермахта и «оружие возмездия» Гитлера, которое пока
никто не видел. Для комиссара госбезопасности Судоплатова и его бойцов есть настоящая работа – вычислить местонахождение литерного эшелона, перевозящего секретную разработку гитлеровцев, и уничтожить его.

«За ценой не постоим!», Иван Кошкин.
Эта пронзительная и светлая повесть о Великой Победе 1941 года. О том переломном моменте, что предопределил исход войны. О том чуде, что век за веком свершается в русской истории, даже после самых страшных поражений и потерь, – когда разбитая, обескровленная, отступающая армия вдруг решает, что – все. Хватит драпать и пятиться. Хватит оставлять врагу могилы погибших друзей. Хватит прятать глаза под казнящими взглядами женщин и детей, обреченных на оккупацию. Хватит! Пока жив хоть один боец, пока остался хоть один патрон, хоть одна граната, – враги не пройдут. Пока носит нас земля, пока восходит солнце и не рухнуло небо, – они не пройдут. Чего бы нам это ни стоило.

«1941: неизбежный реванш СССР», Сергей Кремлёв, Михаил Мельтюхов, Елена Прудникова.
Предыстория и начало Великой Отечественной войны – тема жесткой дискуссии, развернувшейся в постсоветской России. Если Советский Союз осознавал неизбежность войны с Германией, готовился к ней, проводя реорганизацию Красной Армии и оборонной промышленности, то как объяснить катастрофу 1941 года?
Отделяя факты от мифов, опираясь на скрупулезное исследование рассекреченных документов тех лет, анализируя действия советского руководства во внешней и внутренней политике, рассматривая виртуальные варианты военных операций 1941 года, авторы этой книги разъясняют подлинные причины не только наших поражений на первом этапе войны, но и неизбежного реванша СССР.

«Пулеметчики», Артем Драбкин.
Во время наступления пулеметчики находились на острие атак, во время обороны – прикрывали огнем пехоту. Атакующий противник в первую очередь стремился выбить пулеметные расчеты. За их огневыми точками постоянно охотились вражеские снайперы. На них первых обрушивался огонь артиллерии, танков, самоходных установок, бомбардировочной и штурмовой авиации. Пулеметчики на фронте несли настолько большие потери, что их часто называли смертниками. О службе на переднем крае, о тех испытаниях, которые выпадали им в годы войны, рассказывают в новой книге «Пулеметчики» серии «Война. Я помню. Проект Артема Драбкина» сами фронтовики: солдаты, сержанты и офицеры пулеметных войск.

«Танкисты», Артем Драбкин.
Что в первую очередь вспоминали ветераны Вермахта, говоря об ужасах Восточного фронта? Армады советских танков. Кто вынес на своих плечах основную тяжесть войны, заплатил за Победу самую высокую цену и умирал самой страшной смертью? По признанию фронтовиков: «К танкистам особое отношение – гибли они страшно.
Если танк подбивали, а подбивали их часто, это была верная смерть: одному-двум, может, еще и удавалось выбраться, остальные сгорали заживо». А сами танкисты на вопрос, почему у них не бывало «военно-полевых романов», отвечают просто и жутко: «Мы же погибали, сгорали…». Эта книга дает возможность увидеть войну глазами танковых экипажей – через прицел наводчика, приоткрытый люк механика-водителя, командирскую панораму, – как они жили на передовой и в резерве, на поле боя и в редкие минуты отдыха, как воевали, умирали и побеждали.

«Штурмовики», Артем Драбкин.
«Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как хлеб, как воздух» – эти слова И.В. Сталина, прозвучавшие в 1941 году, оставались актуальны до самого конца войны. Задачи, ставившиеся перед штурмовыми авиаполками, были настолько сложными, что согласно приказу Сталина в 1941 г.
летчикам-штурмовикам звание Героя Советского Союза присваивалось за 10 боевых вылетов. Их
еще надо было совершить, ведь потери «илов» были вдвое выше, чем у истребителей. Любая штурмовка проводилась под ожесточенным огнем противника.

С вышеуказанными изданиями в центральной библиотеке могут подробно ознакомиться все желающие.

На фото новые книги представляет ведущий библиограф центральной городской библиотеки Лариса БЛАГОВИДОВА

Нужно, чтобы помнили…