Хорошая книга — пилюля от деградации

Говоря о Дне православной книги, невольно возникает вопрос: а какая она, православная книга, и что мы, собственно говоря, празднуем? О духовной литературе и ее значении в жизни человека мы побеседовали с руководителем отдела религиозного образования и катехизации Алатырской епархии, кандидатом филологических наук протоиереем Олегом Востриковым.

– С момента выхода первой печатной книги прошло почти полтысячи лет. Актуален ли этот праздник сегодня?

– Празднование Дня православной книги связано с просветительской ролью Церкви в отечественной культуре, при советской власти этот праздник «забылся». Вернулся он уже в календарь современного человека и впервые праздновался в 2010 году. День православной книги отмечается и в Алатыре. Ежегодно проходят конференции, читательские встречи в библиотеках, беседы со школьниками. Логика развития общества привела к тому, что в этот день мы должны говорить не только о православной книге, которая, строго говоря, интересна ограниченной аудитории, в первую очередь верующим людям, но и о значении книги вообще как для развития общества, так и для развития человеческой личности. Развитие информационных технологий лишило книгу ее главной притягательности как источника уникальной информации. Любую информацию даже первоклассник получает на раз-два через смартфон или компьютер. Поэтому, с одной стороны, информация сейчас обесценилась (она стала легко доступной), а с другой – появилось безграничное море информационного «фаст-фуда», который, к тому же, небезвреден для сознания и мышления. Текстовая информация даже на электронных носителях становится неподъемной для подрастающего поколения («слишком много букаф»), гораздо проще заглатывать клипы и ролики, соответствующие критериям: «ржача», «прикольно» и т.п. Высокообразованные и просто образованные люди становятся редкостью и в силу этого попадают в разряд хорошо оплачиваемой элиты. А тот, кто «проржал» за смартфоном свое детство и юность, попадает в разряд, мягко говоря, «потребителей», хотя, если подумать, именно их и «потребляет» элита. Так что мы видим, как умение пользоваться книгой по прямому назначению, т.е. для развития сознания, становится сейчас главным социальном лифтом, а неумение, соответственно, отправляет на социальную помойку.

– В чем отличие и ценность именно православной книги? И какие книги должен читать православный человек?

– Православная книга предназначена прежде всего для верующих людей. Можно выделить несколько слоев в этой области, как в слоеном пироге. Наверное, самый высший слой – это книги на церковнославянском языке, для понимания которых необходимо не только знать церковнославянский язык (а он хотя и похож на русский язык, имеет свою специфику на всех языковых уровнях: графическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом), но и иметь, можно сказать, специальные, профессиональные знания в той области, где эти книги используются. Так, например, церковная поэзия – каноны, тропари, кондаки, седальны, стихиры, прокимны, – кроме понимания смысла самого текста, требуют знаний о том, где и как эти произведения использовать. Этим обладают регенты церковных хоров, псаломщики, опытные певцы. Второй (сверху) слой – Священное Писание: Ветхий и Новый Заветы, в первую очередь Евангелие, Псалтирь, Апостол. Здесь требуются систематические занятия под руководством опытного священника или человека, получившего богословское образование. У нас в городе существует несколько групп, изучающих Священное Писание на церковнославянском языке. Опыт показывает, что овладение навыками чтения и понимания этих текстов формируется достаточно успешно в любой взрослой аудитории. Третий слой – богословская литература. Сейчас доступна не только русская богословская литература, очень много переводится на русский язык литературы с греческого, латинского, английского, французского, немецкого языков… Эта литература в наиболее сложных проявлениях (Дионисий Ареопагит, Григорий Богослов, Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов и др.) также для восприятия требует специального образования или самообразования. Но очень много богословской литературы, доступной широкому читателю (Иоанн Златоуст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов), в том числе написанной современными авторами (Клайв Льюис, Антоний Сурожский, Андрей Ткачев, Сергей Худиев). Четвертый слой – популярная литература о церковной жизни, Таинствах Церкви, храмах, монастырях, иконах, обычаях. Много выходит разнообразных календарей, полезных и простых для восприятия.

– Отец Олег, для тех, кто еще только решил встать на путь воцерковления, с чего можно начать знакомство с православной литературой? И что можно почитать на досуге?

– В последние годы широко разлилось море православной художественной литературы, на которую всегда есть спрос, начиная с анонимного «Отца Арсения» и кончая популярнейшими произведениями Юлии Вознесенской и Наталии Сухининой. Здесь уже десятки прекрасно зарекомендовавших себя авторов со своими особенностями и своей аудиторий. Можно сказать, что это широкие врата, через которые современный читатель может войти в мир православной книги. Можно догадаться, что на каждом следующем уровне врата становятся уже, а двери тяжелее… Сейчас, когда книжный рынок заполнен на 90% «книжной попсой» (детективы, триллеры, дамские романы в мягких обложках, ужасы и ненаучная фантастика), мы начинаем понимать, что православной по сути, по смыслам была русская литература не только золотого классического периода (Пушкин, Лермонтов, Гончаров, Гоголь, Достоевский, Лесков…), но и советского периода (Ахматова, Цветаева, Заболоцкий, Платонов, Шолохов, Леонов, Белов, Шукшин…). Да, наша культура в ее высших проявлениях формировалась душой человека, воспитанного в традициях православия, это просто наша историческая культурная особенность, на которую можно опираться и сегодня, пытаясь передать новому поколению в условиях информационных войн и деградации потребительского общества.