Брат, увидевший небо
В сосновом бору близ деревни Борки Ломоносовского района Ленинградской области есть мемориал, символизирующий вкопанные в землю крылья самолета, – в память о том, что он больше никогда не поднимется в небо, как и герои, отдавшие жизни в годы войны и похороненные в этих местах. На крыльях – орден Отечественной войны и медаль «За оборону Ленинграда». Надпись на мраморной плите гласит: «В холодном море, не в могиле, крылатые балтийцы спят. Вы сердцем Родину прикрыли, вы отстояли Ленинград…». В открытии мемориала в далекие 80-е принимала участие Галина Степановна Боронина. Но что ее, жительницу города Алатыря, связывает с этим местом?
Галина Степановна хорошо помнит, как в Алатырь из Ленинграда пришло приглашение на открытие памятника. «Уважаемые Степан Андреевич и Мария Кирилловна! – писал ветеран 5-го гвардейского истребительного авиаполка Самуил Петрович Новиков отцу и матери Галины Степановны. – Совет ветеранов авиации ВМФ приглашает вас на открытие памятника морским летчикам. Открытие состоится в деревне Борки Ломоносовского района Ленинградской области. Член Совета ветеранов авиации ВМФ С.П. Новиков». Но мамы в живых уже не было, умерла она, немного не дождавшись этого момента, в 1980 году, отец был в возрасте, и в Ленинград отправилась Галина Степановна вместе с мужем Геннадием Николаевичем Борониным.
«Тепло и сердечно встретили их на ленинградской земле, –писала об этом в 1981 году газета «Ленинский путь», а ныне «Алатырские вести». Эту заметку Галина Степановна сохранила себе на память. – В торжественной обстановке был открыт памятник морским летчикам в деревне Борки среди соснового бора».
Мемориал «Борки» возведен в память о морских авиаторах Балтийского флота, сражавшихся и погибших во время ВОВ при защите Ленинграда. Мемориал включает несколько памятников и Братскую могилу советских летчиков-балтийцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, в которой похоронены или увековечены Герои Советского Союза. На мемориальных досках увековечены 1379 человек. На плитах мемориала также увековечены имена тех, чьих могил на земле нет, потому что они погибли в море… Среди них увидела Галина Степановна имя своего брата Николая Степановича Кухарева.
Николай Кухарев до войны жил в Алатыре. Учился парень в железнодорожном техникуме, а одновременно был курсантом аэроклуба. В 1941 г. Николай ушел на фронт, уже будучи в армии, окончил Ейское военно-морское авиационное училище и стал военным летчиком, защищал Ленинград. Совершил 50 боевых вылетов. Последнее письмо Мария Кирилловна Кухарева получила от сына весной 1944 года. «Мама, – писал летчик, – скоро полечу на боевое задание последний раз, а затем меня направляют учиться».
По официальным документам, Николай Степанович Кухарев был сбит в воздушном бою 21 июня 1944 года.
«Гвардии младший лейтенант Кухарев Николай Степанович выполнял спецрейс. Шел ведомым. Немецкие самолеты неожиданно атаковали самолет командира полка полковника Каткова. Младший лейтенант Н.Г. Кухарев своим самолетом закрыл командира от огня. Сам же был подбит и упал вместе с самолетом в Финский залив», – так гласят стенды музея школы № 529, который во время поездки в Ленинград посетила Галина Степановна со своим супругом.
«Крылатых балтийцев незримый строй, имена перечти скорбя, был каждый из них как ты молодой, он жизнь отдал за тебя!» – гласит еще одна надпись на мемориале. …На момент гибели летчику Николаю Степановичу Кухареву, «прикрывшему сердцем Родину» и своим самолетом – самолет своего командира, было 22 года. За боевые заслуги он награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда».