На базе Алатырского филиала ЧГУ работает площадка Дома научной коллаборации

19 декабря в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова открылся Дом научной коллаборации – ДНК. Он стал одним из 15 подобных центров развития современных компетенций детей, открытых по всей стране. Субсидии по результатам конкурсного отбора нашей республике были выделены в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Немаловажно для алатырцев, что одна из трех базовых площадок Дома научной коллаборации Чувашского госуниверситета разместилась в Алатырском филиале вуза.

Как рассказал директор Алатырского филиала ЧувГУ, к.т.н. Владимир Пичугин, Дом научной коллаборации Чувашского госуниверситета носит имя Сергея Андреевича Абрукова – доктора физико-математических наук, профессора, первого проректора ЧувГУ по научной работе.

Благодаря открытию ДНК девчонки и мальчишки имеют возможность со-вершенно бесплатно заниматься по направлениям «Робототехнические и интеллектуальные системы», «Программирование на Python», «Шахматная композиция».

Записаться на них, как и на другие программы дополнительного образования, можно на общем основании на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Чувашской Республики».

Занятия в ДНК в Алатырском филиале начались еще в середине октября, проходят они ежедневно, включая субботу. В этом году в филиал поступило необходимое для занятий оборудование на сумму порядка 700 тысяч рублей.

Сегодня Центр посещают около 80 ребят. В качестве наставников выступают высококвалифицированные преподаватели вуза.

Создание таких центров, как Дом научной коллаборации при ЧувГУ, направлено прежде всего на формирование нового типа мышления школьников, разделяющих ценности саморазвития на протяжении всей жизни.

Одним из хорошо известных средств развития детей является игра в шахматы. Занятия по шахматной композиции в Алатырском филиале ЧГУ ведет старший преподаватель кафедры высшей математики и информационных технологий Алатырского филиала ЧувГУ Александр Пиняев.

В будущее — семимильными шагами, изображение №1
В будущее — семимильными шагами, изображение №2
В будущее — семимильными шагами, изображение №3
 
«Шахматы – это одновременно наука, искусство и спорт, – считает Александр Михайлович. –Игра развивает логическое мышление, что помогает школьникам в освоении общеобразовательных дисциплин: математики, физики, других технических предметов».

У юных шахматистов уже есть успехи. Так, воспитанница старшей группы Наталья Зыкова в ноябре стала чемпионкой Алатыря в своей возрастной группе.

Сам Александр Пиняев – трехкратный чемпион Порецкого района по шахматам, также он становился чемпионом ЧувГУ в этом интеллектуальном виде спорта. В этом году Александр Михайлович и директор Алатырского филиала Владимир Пичугин в состязаниях по шахматам среди трудовых коллективов города взяли «серебро» в командном зачете.

Занятия по робототехнике в нескольких возрастных группах ведут старший преподаватель кафедры высшей математики и информационных технологий

Алатырского филиала ЧГУ Мария Немкова и к.э.н., доцент кафедры Роман Федоров, который также является главным конструктором АО «Завод «Электроприбор».

Дети с использованием специализированных робототехнических платформ, таких как Wedo 2.0, LegoMindstorms, Arduino, создают, программируют и тестируют свои самые смелые конструкторские решения. Данные робототехнические платформы позволяют детям познать реальные технологии мира робототехники, а также освоить критически важные для XXI века знания, умения и навыки.

В будущее — семимильными шагами, изображение №4
В будущее — семимильными шагами, изображение №5
В будущее — семимильными шагами, изображение №6
1 из 3
 
 

Кроме того, занятия по робототехнике позволяют совершенствовать знания в области информатики, физики, технологии и математики.

Например, на последнем занятии младшие школьники из комплектов кон-структора WeDo 2.0 в парах собирали автомобиль-мусоровоз, который предолевает дистанцию, опускает кузов, вываливает содержимое, а затем опять поднимается. Каждое движение роботизированной модели и отведенное на него время ребята запрограммировали самостоятельно благодаря программному обеспечению, установленному на планшетах.

Школьники постарше из того же конструктора могут изобретать собственные модели, совершенствовать их функционал, а затем переходят к изучению более сложного конструктора LegoEducation EV3, который отличается усовершенствованной средой программирования и набором деталей.

Мария Немкова также преподает для школьников программирование на языке Python – одном из самых популярных языков программирования, отличающемся своей простотой и универсальностью.

Роман Федоров помимо робототехники занимается со школьниками основами электроники. На занятиях ребята изучают основы электричества, знакомятся с радиоэлектронными компонентами, создают электронные устройства и тестируют их. Школьники получают практический опыт разработки собственных электрических схем на специальной макетной плате, а также проверки работоспособности разработанных устройств при помощи специализированного измерительного оборудования.

В будущее — семимильными шагами, изображение №7
 

Кроме основ электроники, ребята осваивают пайку, навесной монтаж и монтаж радиоэлементов на печатной плате. На одном из занятий школьники при помощи мультиметра, паяльника и, конечно же, своих знаний и умений в области электроники отремонтировали Карту трудоустройства выпускников Алатырского филиала ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова».

Школьники, освоившие основы электроники и программирования, переходят на следующий этап обучения – изучение робототехнической платформы Arduino. Здесь ребята учатся создавать собственные цифровые устройства, получают начальные навыки и умения программирования микроконтроллеров на языке C++.

Мария Немкова и Роман Федоров уверены, что занятия в ДНК позволяют приобщить детей к техническим дисциплинам, дают им возможность попробовать себя в электронике и робототехнике, почувствовать вкус труда инженера, разработчика новых перспективных программно-технических систем.

Преподаватели Дома научной коллаборации проходили специализированное обучение в г. Томске по организации проектной деятельности с детьми. В перспективе ребята будут участвовать в олимпиадном движении, конкурсах, будут создавать реальные проекты, которые будут применяться в народном хозяйстве. Как считает директор филиала Владимир Пичугин, у детей свежие умы, и их идеи порой гораздо оригинальнее, чем у взрослых.

В следующем году число квот для ребят, желающих посещать занятия в ДНК в Алатыре, планируется увеличить до 150. Кроме того, обсуждается вопрос о посещении Центра школьниками Чуварлейской СОШ Алатырского района. Кроме действующих, планируются открыть и другие направления работы с обучающимися общеобразовательных учреждений. В частности, могут появиться подобные занятия по такому перспективному направлению, как биоинформатика, которая находится на стыке математики, информатики и медицины.

По словам директора Алатырского филиала, ожидается, что в 2020 году на дополнительное оснащение площадки ДНК в Алатыре поступит оборудование на сумму еще около 1,5 млн рублей.

Преподаватели-наставники убеждены: деятельность Дома научной коллаборации не только позволит детям получить дополнительные навыки, развиваться и идти в ногу со временем, но и воспитывать для предприятий Алатыря своих собственных высококлассных специалистов, обладающих креативным мышлением и хорошей базой для получения специального образования.