Дети войны: повзрослели раньше времени
КОГДА НАЧАЛАСЬ ВОЙНА, ДМИТРИЙ БЕЛЫХ БЫЛ СОВСЕМ РЕБЕНКОМ…
Детство, как правило, все мы считаем самой беззаботной порой в жизни человека. Но это не про тех, кто родился незадолго до наступления Великой Отечественной. Дети войны. На долю этого поколения выпали эвакуации, бомбежки, голод, тяжелый труд, смерть родителей, близких людей. Проклятая война оборвала их детский смех. Но дети войны верили в Победу и вместе со взрослыми в тылу и даже на фронте приближали ее как могли.
Житель города Алатыря Дмитрий Федорович Белых пережил немецко-фашистскую оккупацию в Курской области. Он родился в селе Нижнее Гнилое (в 60-е годы было переименовано в село Сосновка) Ясеновского района Курской области. Когда началась Великая Отечественная война, ему было лишь 5,5 лет. 14 октября 1941 года его отца вместе с другими односельчанами призвали на войну. Все тяготы по содержанию и воспитанию детей легли на плечи мамы, к тому же надо было работать в колхозе и на своем дворовом хозяйстве. Работали в колхозе по существу бесплатно. Был лозунг: «Все для фронта,все для Победы».
Весной 1942 года черные с крестами самолеты стали бомбить и их село. Дети прятались в землянках и погребах. Было жутко! Младшие братишки громко плакали. Бомбежки прекратились, когда немцы вошли в село.
Детям страшно было смотреть, как двигались немцы на танках, машинах, мотоциклах и даже на велосипедах. Они чувствовали себя хозяевами, пришедшими надолго. Заставляли работать: стирать им белье, носить воду и дрова. Свободно и нагло стали ходить по улицам, смело заходили в дома и требовали у матерей на ломаном русском языке дать им масло, яйца, молоко, куриц, самовольно заходили в сарай и забирали нужную им живность. Семья была большая (5 человек), жили впроголодь, выручал свой огород да коровушка. Но вскоре немцы забрали корову на мясо. Мама плакала и просила немецких офицеров оставить корову, дети маленькие, кормить нечем, а они ругали ее на своем языке. Маленький Дима вынужден был ходить по дворам с котелком, где еще были коровы, и просил молока для младших братиков.
Зимой 1943 года в домах стали размещаться немецкие солдаты. Зима была суровая. Немцы сильно мерзли и на постах надевали на свою обувь сплетенные из соломы чувяки (заставляли женщин села плести их). В дом заселились немцы, а семья Белых вынуждена была перебраться в погреб. Спали на картофельных сусеках, вылезали погреться в дом к бабушке (в ее доме размещалась радиостанция с четырьмя немецкими связистами), но часто оттуда выгоняли.
Когда немцы отступали, порезали всех овец, кур и другую живность. Юношей и девушек погрузили в машины и увезли до ближайшей станции, чтобы посадить в поезд и отправить на работы в Германию. Над селом стоял стон, надрывно плакали все: матери, бабушки, малые дети и старики.
В марте 1943 года немцы покинули село, взорвав мост через речку, спалили много домов, но попали в окружение и в бою под Горшечным многие полегли, а часть были пленены.
Летом 1943 года в селе на отдыхе находились красноармейцы. Радости сельчан не было конца. Но общение с ними было недолгим, немцы в начале июля 1943 года начали наступление под Курском. Всем селом провожали советских воинов, женщины и старики плакали, а дети боялись, что снова придут гитлеровцы.
Колхозы вновь возобновили работу, тракторов, лошадей не было, приходилось пахать на коровах, да еще женщины и старики впрягались вместо лошадей. Подростков брали на работы в поле пропалывать мотыгой свеклу, подсолнечник, на механическую молотилку.
Немного подросли и окрепли младшие братья, начали обрабатывать огород собственными силами. Особенно голодно было весной, в начале лета. Чтобы как-то утолить голод, ходили собирать все, что можно есть: щавель, почки и листья липы, дикий лук, конский щавель, грибы, ягоды, орехи, совсем еще незрелые яблоки.
Залежалые овчинные шкуры мама резала на полоски, наматывала на кочергу и в русской печке палила, а затем делала из них что-то подобное холодца. Как только сойдет снег, шли на картофельное поле и собирали с помощью мотыги гнилую картошку, из которой пекли лепешки, и ели с удовольствием.
Много своих и отцовских вещей мама продала, чтобы купить козу, появилось козье молоко. Через год приобрели коровушку, с ней стало жить полегче. Мама купила Диме маленькую косу, он научился косить и вместе с маленькими братьями заготавливали корм на зиму: сено – коровушке, а веточный корм – козочке. Попадались и опасные игрушки, оставленные немцами: боевые патроны, тол (взрывчатка), противопехотные и противотанковые гранаты.
Наступил 1944-й год, и Дмитрий пошел в школу. Желание учиться было велико, занимались даже в полуразрушенной школе. Не было ни тетрадей, ни карандашей, ни учебников, ни чернил. Домашние задания выполняли на любом клочке бумаги, писали меж строк в старых книжках, если таковые находили. Чернила готовили из сажи, даже из черных подсолнухов. В школу ходили поголовно босые, а в холодное время – в лаптях или чунях из пеньковых веревок. От недоедания часто случались обмороки.
9 мая 1945 года Дмитрий как обычно пошел в школу (заканчивал 1-й класс). В центре села услышал громкую музыку из уличного репродуктора и радостные возгласы: «Ура! Победа! Победа!» Народ ликовал, кто-то смеялся, а кто-то плакал. Но это был настоящий, выстраданный, долгожданный праздник!
Уже после войны пришло извещение, что отец Федор Федорович Белых погиб в бою в марте 1942 года. Где погиб, где захоронен – неизвестно, даже в Книге Памяти в интернете значится лишь дата гибели.
В тот день мама и бабушка, другие родственники долго плакали навзрыд. Чтобы младшие братья не видели его слез, Дмитрий ушел за сарай и там плакал, он любил и ждал отца.
Конечно, маме очень трудно было поднять четверых сыновей, и все они бесконечно благодарны ей за то, что она их вырастила честными, трудолюбивыми людьми. Сама недоедала, трудилась не покладая рук, но всех выучила и гордилась своими детьми.
Дмитрий Федорович нередко ездит на свою малую родину, встречается с братьями, и они обязательно идут на кладбище, на могилку мамы, чтобы сказать ей слова любви и благодарности за то, что они, дети войны, выжили и живы благодаря ее большой любви и самопожертвованию.
Т. ЗАВОЛЖСКАЯ,
преподаватель филиала СамГУПС в г. Алатыре.