Про маршрутки без шуток

А ЕСТЬ ЛИ ОНА, ТРАНСПОРТНАЯ ПРОБЛЕМА, ИЛИ МЫ ЕЕ СЕБЕ ПРИДУМАЛИ?

В пиковые часы в будни и по праздникам на дорогах Алатыря становится напряженно. И даже вырастает подобие пробок. Растянувшиеся на несколько кварталов от светофоров вереницы автомобилей особенно хорошо заметны на «пятачке». Ситуация усугубляется, когда старые городские светофоры перестают работать совсем. А ведь большинство из нас твердит: «Плохо живем». Но! Только жители Алатыря, работающие и проживающие в городе, знают, что для нас совершенно точно, как гласит фраза из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, «автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». Ведь добраться до нужного места к назначенному времени на общественном транспорте удается не всегда. Но те, кто по тем или иным причинам не могут себе позволить авто или просто не хотят садиться за руль, вынуждены ждать «Газель».

БУКВОЙ «Г»

«Доехать хотя бы как-нибудь!» – девиз наших, местных, пассажиров общественного транспорта. Стоя, на корточках, на коленках. К такому мы уже давно привыкли, хотя вроде как не положено. А с тех пор, как перестали ездить автобусы, шанс присесть на свободные места навсегда остался лишь у садящихся на конечных остановках. Как правило, «Газели» там набиваются до отказа.

На Стрелке с утра сесть невозможно у аптеки, у АТП. На Бугре – у Подвальчика, 67-го и далее по списку. До недавнего времени в опале была и остановка у хлебозавода. Но как будто бы в последнее время по утрам «Газели» здесь стали ходить чаще – восьмерки, четверки, семнадцатые. На чем-нибудь, да уедешь. Хотя присесть скорее всего все равно не удастся. Недовольны и те, кому подолгу приходится ждать «Газель» на остановках в Ямской.

После работы крайне сложно уехать на Бугор, начиная с остановки у администрации. Неоднократно жаловались наши читатели и на то, что после шести, когда количество единиц транспорта сокращается, до Стрелки добраться вообще невозможно. «Когда уезжаем от милиции, в «Газели» обычно стоит по 6 человек, сегодня был рекорд – восемь стоящих, – жалуется читательница. – Идти пешком через дамбу тяжело. И какие у нас еще есть варианты? Шея затекает, спина ноет, голова кружится. Вчера подскочило давление, еле сбила».

Звонили в редакцию и из «Рассветовского». Раньше автобусы не хотели туда заезжать, потому что народ редко дожидается на конечной остановке, все идут выше по 40 лет Победы. Теперь «газелисты» говорят – и рады бы, да разворотную площадку никто не чистит. На самой дороге развернуться сложно, да и не положено, а пока лежал снег, маршрутки там неоднократно застревали. Пожилые сетуют: до отделения врача общей практики оттуда можно только дойти пешком. По Березовой «Газели» ходят лишь в одном направлении, вверх. А ведь идти неблизко.

НА КЛАДБИЩЕ – ПЕШКОМ

Но не только жителям «Рассветовского», – живущим в разных микрорайонах города алатырцам, по их словам, с трудом удается добраться до важных социальных объектов.

Огромная часть частного сек¬тора от самого хлебозавода до «зеленой» больницы теперь не охвачена вообще ни одним маршрутом. Не ходят «Газели» ни по Тельмана, ни по Чернышевского.

С тоской взрослое население вспоминает первый маршрут, по которому когда-то ходил желтенький автобус. От горсада он проезжал по ул. Ленина, сворачивал на Комиссариатскую, затем шел до роддома, сворачивал на Чернышевского до «Охотника», затем по Горького – вниз до железнодорожного вокзала, по Комсомола и от горсада делал круг по Кирова мимо обелиска и, вы¬ходя на очередной круг, вновь поднимался вверх по Ленина. Причем в это время вторая «единичка» ехала в обратную сторону.

«Алатырь вместе с расположенными учреждениями – банками, больницами, рынком – оказался отрезан от автостанции и железнодорожного вокзала, – возмущается еще одна читательница. – Каменный век!»

Получается, так и есть. Теперь гости Алатыря сходят на перрон, и все. Общественный транспорт заезжему гостю явно не помощник. Конечно, при большом желании в любой конец нашего небольшого города можно добраться и пешком, но если не знаешь, куда идти, то ближайшую остановку вряд ли быстро найдешь. И если никто не встретил, обычно до места приходится ехать на такси.

До «зеленой» больницы и роддома теперь – только на восьмерке. На ней можно доехать с Западного, со Стрелки и, конечно же, из центральной части города. Но ведь ее попробуй, дождись. Возможно, «единичка» действительно стала бы для многих настоящим спасением. Хотя работа по маршруту № 1 возобновлялась несколько лет назад, но почему-то ненадолго.

Мимо кладбища из-за отсутствия «троек» теперь тоже ничего не ходит. Наверное, примета плохая. Ближайшая остановка рядом – у хлебозавода.

Ситуация в целом складывается неудобная для многих. Люди выходят из положения как могут. Кто-то пересел на личный транспорт, кто-то ходит пешком. Но ведь и здесь все зависит от погоды и проходимости. И это все при том, что по официальной статистике треть населения нашего города – пенсионеры.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

А теперь хотелось бы обратить внимание уже не властей города и перевозчиков, а непосредственно участников движения – водителей и пассажиров.

Наверное, для более-менее воспитанного человека не будет новостью, что нормы поведения в общественном транспорте приравниваются к нормам поведения в любом общественном месте.

На остановках – борьба за выживание. Причем взрослые люди, придя позже всех, обязательно, не пропустив никого, войдут первыми. И плевать, что до этого все остальные уже полчаса простояли на остановке.

Некоторые дети почему-то разучились уступать места старшим. А недавно стала свидетелем такого случая: мама усадила ребенка на отдельное сидение, но проезд не оплатила. Замечание сделал водитель, стоящие пассажиры возмущались всю дорогу. Но реакции не последовало. «Каких детей мы растим?» – сокрушались женщины.

Материться, громко разговаривать по мобильному телефону, кричать – не стоит в принципе, тем более в маршрутке.

Это про пассажиров, но и водители тоже порой не радуют. О том, что сталкиваются с хамством с их стороны, алатырцы говорят часто, делятся негодованием и в соцсетях. Понимаем, издержки профессии. Но на минуту представьте себя на месте пассажира. Согласитесь, куда приятнее ехать с вежливым и приветливым водителем.

И еще. В сложившейся ситуации, когда ехать приходится по-разному, от лица пассажиров очень просим вас дожидаться, пока вошедшие в салон «Газели» люди присядут на свои места. Ведь среди них встречаются пожилые люди с плохой координацией движения, беременные женщины и маленькие дети.

Все мы куда-то спешим, но именно уважение друг к другу, понимание позволят если не решить транспортную проблему, то хотя бы сделать проезд в общественном транспорте делом приятным. Ведь так важно начинать свой день или возвращаться с работы домой в хорошем настроении!