Интересна и богата событиями история Алатырского механического завода

Весь долгий и сложный трудовой путь Алатырского механического завода запечатлен в экспонатах заводского музея. Собранный здесь исторический материал поистине уникален: это и копии архивных документов, повествующие о зарождении производства, и сведения об основателях, о продукции завода и полученных ею наградах. В создании музея принимал участие по сути весь трудовой коллектив, многие ветераны. Кто пожертвовал для экспозиции фотографии из личного архива, кто не пожалел даже собственных наград.

22 декабря 1893 года было открыто движение по железнодорожной линии Сасово – Свияжск Московско-Казанской железной дороги, проходящей через Алатырь. Это способствовало экономическому подъему края.

Годом основания АМЗ считается также 1893-й, когда пайщик Казанского отделения Нижегородской железной дороги немец Фон Мекк основал в Алатыре мастерские по обслуживанию паровозов. Были построены центральный корпус мастерских, вагоно- и паровозосборочные цеха, котельная, бандажный навес.

Основным видом производства с самого начала в Алатырских железнодорожных мастерских становится ремонт паровозов.

В июне 1918 г. Московско-Казанская железная дорога со всеми ее вспомогательными службами была национализирована. Алатырские железнодорожные мастерские были объявлены народным достоянием.

К концу 1920 г. мастерским удалось в основном достичь показателей 1917 г. К поездам вновь подавалось 12 паровозов. Количество вагонов, выходивших из среднего ремонта за месяц, увеличилось втрое по сравнению с 1917 г. (326 вагонов – в 1917 г., 1020 вагонов – в 1920 г.). Почти в два раза увеличилась поковка железа (841 пуд – в 1917 г., 1514 пудов – в 1920 г.). Расширение производства повлекло увеличение количества работающих. В 1920 году коллектив мастерских насчитывал 1058 человек, в то время как в 1917 г. – 563 человека. Тем самым создавались условия для окончательного восстановления и дальнейшего развития производства.

В ноябре 1929 г. железнодорожные мастерские были преобразованы в Алатырский паровозоремонтный завод. Это были несколько мастерских под одним административным управлением, а не современное индустриальное предприятие. Некоторые работы проводились под открытым небом. Внутризаводская транспортировка была почти полностью не механизирована, крановое хозяйство отсутствовало. Станочное оборудование было морально и физически изношенным. Кроме того, не хватало электроэнергии, недостаточными были и мощности компрессорной станции. Так обстояло дело и со снабжением кислородом.

С начала войны началась перестройка работы завода на военные нужды. В сентябре 1941 г. здесь в срочном порядке был организован специальный цех, предназначенный для производства оборонной продукции. В ноябре 1941 г. вышли первые изделия. Цех специализировался на обработке заготовок для артиллерийских снарядов.

Переход к мирному труду для Алатырского паровозоремонтного завода проходил в трудных условиях хронического невыполнения плана по основному производству – ремонту паровозов. Возникшая в военные годы тенденция к снижению производства сохранялась и в первые послевоенные годы.

28 июля 1967 г. коллектив завода торжественно проводил в путь последний отремонтированный паровоз.

Изменение профиля завода, переход на выпуск новой продукции требовали перестройки всей его работы.

В 1981 году паровозоремонтный завод стал механическим заводом. Продукция Алатырского механического завода пользуется большим спросом и широко используется в железнодорожной индустрии по сей день.

В 2002 г. завод получил наименование ФГУП «Алатырский механический завод» МПС РФ.

В рамках реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте в Российской Федерации в 2003 году ФГУП «Алатырский механический завод» МПС РФ был преобразован в филиал ОАО «РЖД».

30 марта 2007 г. на базе имущественного комплекса филиала создано открытое акционерное общество «Алатырский механический завод». До 2014 года Алатырский механический завод являлся дочерним обществом ОАО «РЖД», а в апреле 2014 года продан «Трансмаш Инвесту».

На сегодняшний день предприятие выпускает оборудование для сортировочных горок, замедлители для горочных и парковых тормозных позиций, управляющей аппаратуры, а также запасные части, вагонные котлы и кипятильники для ремонта пассажирских и грузовых вагонов. Основным потребителем на рынке является ОАО «РЖД», выкупая до 80% продукции АО «АМЗ». Компания является лидером рынка производства вагонных котлов и кипятильников.

Вся удивительная история завода отражена на стендах заводского музея, с которыми знакомятся не только работники и ветераны завода, но и учащиеся учебных заведений города и гости. В музее, где по крупицам собран богатый материал об истории предприятия, смело можно проводить уроки краеведения.

ИНТЕРЕСНА И БОГАТА СОБЫТИЯМИ ИСТОРИЯ АЛАТЫРСКОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА 1 ИНТЕРЕСНА И БОГАТА СОБЫТИЯМИ ИСТОРИЯ АЛАТЫРСКОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА 2 ИНТЕРЕСНА И БОГАТА СОБЫТИЯМИ ИСТОРИЯ АЛАТЫРСКОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА 3 ИНТЕРЕСНА И БОГАТА СОБЫТИЯМИ ИСТОРИЯ АЛАТЫРСКОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА 4 ИНТЕРЕСНА И БОГАТА СОБЫТИЯМИ ИСТОРИЯ АЛАТЫРСКОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА 5 ИНТЕРЕСНА И БОГАТА СОБЫТИЯМИ ИСТОРИЯ АЛАТЫРСКОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА 6