Жительница Алатыря, уроженка Алатырского района, отметила 90-летие
ЕЕ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ХВАТИТ НА ВСЕХ
Жила в селе Новые Айбеси Алатырского района Чувашской Республики простая женщина с сильным характером, доброй и чуткой душой, а с 2005 года живет в городе Алатыре. Это Мария Никандровна Романова. Даже не подумаешь, что ей исполнилось 90 лет! Можно только восхищаться людьми старой закалки: им 80 – они радуются жизни, им 90 – все такие же жизнелюбивые. И даже когда им плохо, они не подают вида, а в недомогании винят перемену погоды…
ТЯЖЕЛАЯ ЖИЗНЬ ЗАКАЛИЛА ХАРАКТЕР
Наша героиня – добрейшей души человек, чуткий, внимательный. Помогает чем может не только родным, но и всем, кому нужна ее помощь. Жизнь у нее была трудной, как и у большинства людей ее поколения. Несмотря ни на что, будь то болезни, душевные раны, она удивляет силой своего духа, бескорыстием и трудолюбием. Мария Никандровна со своим мужем Михаилом Тимофеевичем родили, вырастили и поставили на жизненный путь шестерых детей: пять дочерей и одного сына. Дожив до 90 лет, она дождалась десятерых внуков и одиннадцати правнуков. Разве это не счастье?!
Родилась она в с. Сойгино Алатырского района в крестьянской многодетной семье среднего достатка. Была седьмым ребенком из одиннадцати детей у своих родителей. К сожалению, шестерым старшим не суждено было радоваться жизни, они в раннем возрасте умирали по каким-то причинам. Так, Мария стала самым старшим ребенком в семье.
Самое яркое воспоминание из детства – как с младшими братьями собирали на поле последнюю уже промерзшую картошку, собирали молодые липовые листья, толкли в ступке, а потом мать, смешивая с черной мукой, пекла из этой смеси хлеб… Таким образом и выживали в голодное довоенное время.
Из-за тяжелых жизненных трудностей образование у Марии – три незаконченных класса, дальше учиться не пришлось. С самых малых лет она была приучена к работе и помимо учебы выполняла множество различных дел в своем крестьянском хозяйстве. С 10-летнего возраста Мария начала работать с отцом в Алатырском химлесхозе. Они готовили для государства древесный уголь и деготь. Но это было несладко: они рубили березовый лес, вручную пилили их в метровку, привозили на лошади, кололи огромные бревна пополам и перетаскивали их на себе к костру. А ведь весили эти сырые глыбы почти столько же, сколько и они сами. Древесный уголь требовался для кузницы, а деготь – для смазывания колес на телегах и на другие цели. Нелегко было, но они понимали, что стране нужны их усилия, терпение, самоотверженный труд.
В 1939 году случился несчастный случай: дотла сгорел родительский дом. Хорошо, что при этом никто из детей не пострадал. Вся большая семья переселилась жить в лесной барак. Собирали в лесу ягоды и грибы, пешком добирались с рюкзаками на плечах до города Алатыря, продавали их на рынке за деньги, обменивали на муку или крахмал. В то же время им потихоньку удавалось заготавливать лес для сруба и построить новый дом. В довоенное время трудно было купить стекло для окон, одну зиму им пришлось зимовать с одним застекленным окном.
ВОЙНА ПРИШЛА В КАЖДЫЙ ДОМ
С началом Великой Отечественной войны начались новые испытания. Для молодой девушки, как и для других, это были годы тяжелого труда. Некогда было думать о своем горе, все старались справиться с работой. Война хоть и была далеко от них, но доходили ее последствия: голод, разорение.
В начале 1942 года отец Марии ушел на войну, на следующий день забрали в колхоз их лошадь. Отцу не пришлось долго воевать с немецкими захватчиками, после ранения осколком снаряда в левую ногу он вернулся домой на костылях.
Марии вместе со своими сверстницами-подростками необходимо было заменить старших братьев и отцов на работе в колхозе «Новая Победа». С раннего утра и до темна она вместе со взрослыми трудилась не покладая рук: заготавливали лес, работали на колхозном поле, готовили сено, убирали хлеб, вязали снопы, им нужно было выполнить норму. За работу давали немного зерна, которое надо было присушить, смолоть, чтобы получилась мука, испечь из него хлеб и накормить семью.
Всплывают в памяти и моменты юности, как с подружками по вечерам выходили на улицу: прогулки под луной, шутки, песни и пляски с частушками под гармошку. У Марии был хороший и сильный голос, она любила петь, была видной девушкой. В 20 лет ее начали сватать, но она все время отказывала, потому что не было приданого. Не было ни одежды, ни обуви. Из липового лыка сами изготавливали лапти и каждый раз радовались новой обуви, сплетенной своими руками.
Мария приняла для себя твердое решение: как в то время говорили, «пошла в кадры», устроилась на работу в Алатырский химлесхоз, где можно было получить доход и приготовить приданое. Она три года до замужества наравне с мужчинами трудилась вздымщиком живицы. Это очень тяжелый физический труд. Как правило, люди не самой простой судьбы берут в руки хак – инструмент вздымки. Но Марии такая работа нравилась, среди высоких и могучих сосен она чувствовала себя легко и комфортно. Вспоминая то далекое время, она с радостью говорит, что не зря находилась среди хвойных лесов и дышала элексиром воздуха, поэтому она долго живет.
ЛЮБОВЬ ВСЕ ДЕЛИТ ПОПОЛАМ
Трудолюбивую девушку приметил молодой парень из соседнего села Новые Айбеси Михаил Тимофеевич Романов, ведь он тоже работал вздымщиком живицы в этом же химлесхозе. По старинным обычаям он прислал к Марии сватов. Они полюбили друг друга и со свадьбой долго тянуть не стали. Романовы начали совместную жизнь в скромном небольшом родительском доме мужа. Кроме молодой семьи, вместе с родителями жили взрослые брат и две сестренки мужа. Новоиспеченная семья решила отделиться от родителей, купив место для строительства дома. Приняли решение строить новый просторный дом. На новом месте надо было также строить сараи, баню и другие хозпостройки. Им удалось осуществить задуманное вместе с мужем, ведь супруг в жизни умел и плотничать, и столярничать.
Жизнь Марии Никандровны никогда не была легкой. У Романовых один за другим родились шестеро детей: в 1953 году – первая дочь, Фаина, в 1955 году – вторая, Антонина, в 1958 году – третья дочь, Зоя, в 1961 году – долгожданный сын Николай, в 1963 году – дочь Ираида, в 1967 году – Людмила. Они уже давно обзавелись своими семьями, у всех родились дети, внуки…. Живут в разных уголках страны счастливо и дружно, радуются жизни, как учила их мама.
В такой большой семье забот хватает: на всех приготовить еду и постирать, пожалеть заболевшего и похвалить отличившегося, контролировать, сделаны ли уроки старшими, и уложить спать младших… Впрочем, в большой семье каждый старается поддержать ближнего, старшие помогают с домашними делами и ухаживают за младшими. Приусадебное хозяйство было большое: всегда держали корову, телят, свиней, кроликов, гусей, кур и т.д. Однако, по ее словам, она по праву считает себя счастливой женщиной. Вся ее трудовая жизнь приносила ей радость от того, что она занималась любимым делом и растила детей в любви и согласии.
Дом, построенный в 50-х годах, стал тесноватым. Тогда на семейном совете было решено построить второй новый дом. Трудно было, но не падали духом. И вот в 1976 году семья Романовых справила новоселье в новом просторном пятистенном доме.
ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ…
У Марии свободного времени не было почти никогда, но в то же время она умудрялась поездить по нашей стране. Побывала она с дочкой Ираидой в городе-герое Ленинграде, в гостях у старшего брата мужа, прошлись по музеям, храмам и по другим достопримечательностям го-рода, побывали в Эрмитаже, любовались картинами в галерее. Также съездила в город-герой Тулу, в то время там проживали ее двое младших родных братишек со своими семьями. Не раз она была со своими детьми на Мамаевом кургане в городе Волгограде, приносила цветы с поклоном на братскую могилу, где нашла в списке захороненных бойцов фамилию своего родственника. У нее для этого был хороший повод – побывать в гостях у старшей дочки, которая нашла свое счастье и жила своей семьей в г. Камышине, недалеко от Волгограда.
Следует отметить, что место работы, Алатырский химлесхоз, и профессия вздымщика живицы у Марии были любимыми и семейными: вся трудовая жизнь у них с мужем прошла среди сосен. Только перед пенсией в связи с ухудшением здоровья она устроилась сторожем конного двора в первом отделении совхоза «Искра», где проработала еще четыре года. Последняя запись в ее трудовой книжке была в ноябре 1980 года в связи с увольнением с работы.
Уже много лет эта женщина находится на заслуженном отдыхе. Ее труд увенчан медалями материнства «Мать-Героиня», юбилейными медалями к Дню Победы, она также удостоена почетного звания «Ветеран труда». Когда она вышла на пенсию, не сидела сложа руки, собирала в лесу ягоды, грибы, сосновые шишки, лекарственные травы.
Сегодня Мария Никандровна живет со своей младшей дочкой и зятем, которая посвятила свою жизнь самому родному человеку – маме. К сожалению, нет уже в живых любимого мужа, зато есть дети со своими семьями, внуки и правнуки, которые часто навещают ее. В этом доме всегда уютно, вся обстановка располагает к откровенному разговору о прошлом и настоящем…
Несмотря на возраст, 90 лет, у Марии хорошая память, она помнит и рассказывает о военном и послевоенном времени, она помнит о всех родственниках и жителях села, сама за собой ухаживает. Конечно, здоровье слабое, плохо слышит и видит. Дожить до такого возраста не каждому дано, недаром говорят: жизнь прожить – не поле перейти.
Умудренной опытом женщине хочется донести до нынешнего поколения очень важную мысль: человек сам строит свою жизнь и обязан относиться к себе требовательно, но с уважением, при любых обстоятельствах оставаться достойным человеком. Жить трудом, по чести и совести. Только тогда будешь нужен другим. Жизнь имеет смысл только тогда, когда она прожита с пользой. У нашей героини это получилось…
Так хочется, чтобы в доме Марии Никандровны Романовой всегда горел свет, чтобы также приятно звучал ее голос, также по-доброму светились глаза, а с лица не сходила улыбка. Хочется поблагодарить ее за самоотверженный труд и сказать огромное спасибо за все, что она сделала для своей Родины.