Нетерпимость к коррупции нужно воспитывать с детства

Нетерпимость к коррупции нужно восТак считает уроженец села Сойгино Алатырского района Алексей АФАНАСЬЕВ. Алексей Юрьевич возглавляет кафедру криминалистики Нижегородской академии МВД России. Он обучает будущих борцов с коррупцией и немало своих научных трудов посвятил вопросам снижения коррупционных рисков в уголовно-процессуальном праве. «Алатырские вести» решили подробнее узнать о карьере земляка и его профессиональном взгляде на социальную проблему коррупции.

– Алексей Юрьевич, как Вы решили связать свою жизнь с правоохранительной деятельностью?

– Вся наша жизнь – это результат выбора, результат принятых нами решений. Чем раньше молодой человек научится брать на себя ответственность за свои действия, тем лучше для него самого. Поступить в Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России – это было мое решение, которое скорее стало закономерностью, чем случайностью. И повлияли на это три главных обстоятельства: во-первых, среда, в которой я рос, – большая активная семья во главе с родителями с правильными жизненными ценностями и взглядами; во-вторых, положительный пример отца и старшего брата; в-третьих, собственное устойчивое желание ставить цели и достигать их.

– Чем привлекательна учеба в образовательной организации МВД России для молодого человека?

– На мой взгляд, получение высшего образования в образовательной организации системы МВД России – это одновременно престижно, почетно и очень интересно. В процессе обучения у курсантов формируются необходимые для профессиональной деятельности компетенции, а также

прививаются значимые для сотрудника органов внутренних дел качества – дисциплинированность, ответственность, мужество и честность. Нижегородская академия МВД России славится своими традициями, педагогами и выпускниками. Это единственная образовательная организация в России, в которой осуществляется подготовка специалистов по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции.

– Расскажите, как сложилась Ваша карьера по окончании вуза?

– Про карьеру говорить, наверное, пока рано. Расскажу про профессиональный путь. После окончания в 2014 году Нижегородской академии МВД России обучался в адъюнктуре академии, в рамках которой в 2017 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. С тех пор начал преподавать на кафедре криминалистики. С 2022 года являюсь начальником кафедры. В общей сложности научно-педагогической деятельностью занимаюсь более 8 лет. Преподаю разные учебные дисциплины. Так или иначе связаны с противодействием коррупции «Криминалистика», «Криминалистические средства обеспечения деятельности по выявлению и расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности», «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного

поведения у сотрудников и работников органов внутренних дел» и другие. В рамках этих дисциплин особое внимание уделяется тактико-методическим особенностям выявления, раскрытия, расследования и предупреждения коррупционных преступлений.

Помимо преподавательской деятельности, активно развиваю молодежную науку. С 2019 года являюсь председателем Совета молодых ученых академии, с 2023 года – заместителем председателя Совета молодых ученых Нижегородской области.

– Когда противодействие коррупции стало предметом Вашего научного интереса?

– В 2014 году после долгого научного поиска была выбрана тема диссертационного исследования «Коррупционные риски доказательственного права уголовного процесса (досудебное производство)», которое под руководством заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора А.Ф. Лубина мною и было подготовлено.

Основная идея работы – разработать и применить методику снижения уровня коррупционного риска в нормах уголовно-процессуального закона. И это вроде как удалось. В период разработки

данной темы мною было опубликовано более 80 научных и учебных работ, в том числе научные статьи, монографии и учебные пособия. В настоящее время я занимаюсь разработкой методологических проблем уголовного процесса и криминалистики, в частности, механизма уголовно-процессуального доказывания и механизма преступной деятельности. Несмотря на смену научного направления, тема коррупционных рисков до сих пор меня привлекает своим многообразием и глубиной.

– Какова статистика преступности по этому направлению сегодня? Отмечается ли рост или, наоборот, снижение числа преступлений?

– На первый взгляд, состояние преступности в данной сфере сохраняется примерно на одном и том же уровне. Наблюдается лишь небольшая динамика. По официальным данным МВД России, на территории РФ в 2022 году зарегистрировано 35 340 преступлений коррупционной направленности, 2021 году – 35 051, в 2022 году – 30 813. Разумеется, для формирования полноценного представления об этом феномене этих цифр недостаточно.

– Кто наиболее склонен к такого рода противоправным деяниям?

– Как мне кажется, это лица, которые приходят на службу или работу в государственные, муниципальные или иные органы и учреждения с корыстными намерениями. Их немного, но,

как показывает статистика, встречаются. Нет никаких оправданий тем действиям, которые связаны с использованием должностных полномочий для удовлетворения личных интересов и корыстных целей.

– В чем опасность коррупции для общества?

– На самом деле, коррупционно-опасное поведение несет в себе больше негатива, чем можно представить. Оно приводит к снижению уровня доверия населения к органам власти, ограничивает доступ граждан к реализации собственных прав и свобод, порождает злоупотребления и чувство безнаказанности. Однако следует помнить, что ответственность неизбежно и неотвратимо наступит. Вопрос только во времени.

– Какие меры принимаются для предупреждения коррупции?

– Таких мер достаточное количество. Могу назвать основные из них. Во-первых, установление дисциплинарной, административной, уголовной и иных видов юридической ответственности за коррупционные деяния.

Негативные примеры зачастую эффективнее воспитывают и оказывают превентивное воздействие.

Во-вторых, просветительская работа, направленная на освещение среди населения отрицательных последствий коррупционного поведения.

В-третьих, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых и локальных правовых актов. Нередко случается, когда предпосылки коррупции заложены в самом законе. В диссертации это и было установлено.

В-четвертых, предъявление к кандидатам, назначаемым на должности государственных, муниципальных или иных органов и учреждений, дополнительных требований.

В-пятых, проведение президентского, парламентского, судебного, ведомственного и общественного контроля, а также прокурорского надзора за деятельностью должностных лиц.

– Каковы, на Ваш взгляд, основные причины коррупции и возможно ли ее искоренить?

– Традиционно проблема коррупции считается практически неискоренимой. Меняются формы и сферы ее проявления, но неизменна ключевая причина – это нетленное человеческое корыстолюбие. Государством принимаются комплексные меры по предупреждению и противодействию коррупции, позволяющие значительно снизить ее уровень. Однако наиболее эффективным, на мой взгляд, является формирование у граждан нетерпимости к коррупционному поведению, исходящему не только от иных лиц, но и от самих себя.

Воспитывать законопослушного гражданина необходимо со школьной скамьи. В этом плане родители и учителя должны стать для детей примерами порядочности, ответственности и скромности. Для того чтобы привить ребенку необходимые качества, не следует нарушать даже самые элементарные правила, которые установлены, не из-за угрозы наступления наказания, а руководствуясь, прежде всего, совестью и честью.

– Благодарим за беседу!