Большой художник из маленького города

 Во все времена наш город славился талантливыми людьми, живут они здесь и сейчас. Среди них Наталья Судникович. Наталья Константиновна – известный художник не только в Алатыре, но и далеко за его пределами. Её интересные работы, связанные с архитектурой, красотами природы и различными тематическими композициями, всегда привлекают внимание, как ценителей искусства, так и простых обывателей. Практически всем жителям города известны очаровательные клоуны и зверушки мастера, мило и приветливо смотрящие с картинок.

 Н.К. Судникович родилась в 1968 году в Алатыре. С отличием окончила местную детскую художественную школу. Когда она здесь училась, то её рисунки участвовали на международном конкурсе, проходившем в Варшаве (Польша). А вообще Наталья Судникович творит с трёхлетнего возраста, когда она ещё только начала посещать детский сад.

 В каждой её работе есть аллегории и символы, рождённые фантазией художника. Что-то можно расшифровать, а что-то остаётся загадкой. Все рисунки выполнены мастерски, они позитивные, искренние, отличаются особой солнечной атмосферой, чем особенно притягательны для зрителя. Вот что по этому поводу думает главный хранитель фондов Алатырского краеведческого музея Елена Раздьяконова: «Наталья обладает эталонным, прямо таки лабораторно-выведенным вкусом – она никогда не испортит рисунок лишним штрихом, так как умеет остановиться вовремя, внутренне зная грань – лучше чуть не завершить работу, чем излишне перегрузить её».

 Возможно, развить такое чутьё ей помогла учёба на архитектурном факультете Казанского инженерно-строительного института. Обучаясь здесь, Наталья Константиновна продолжала заниматься рисованием. Это увлечение заметили преподаватели и несколько раз организовывали выставки её работ в учебном заведении. «Наталья Судникович – одна из выпускниц, которую хорошо знают и помнят в институте не только как трудолюбивого, но и как творчески одаренного и всесторонне развитого человека. Её творчество яркое и запоминающееся. Неоднократные выставки, которые она организовывала в студенческие годы, всегда вызывали неизменный интерес и дискуссии. Манера письма, композиционное мышление делают её творчество самобытным, а художественный почерк – неповторимым. Незавершенностью линий рисунка она располагает к размышлению и не оставляет равнодушными посетителей экспозиций. Круг художественных интересов её достаточно широк. Ей удаются живописные и особенно графические работы. Богатая колористика, композиционная отточенность, пропорциональность рисунков   делают её творчество лёгким и запоминающимся для восприятия», — написали как-то декан факультета А.Д. Куликов и профессор Т.П. Копсова, комментируя творчество Н.К. Судникович.

 По окончании института Наталья Константиновна вернулась в родной город и полностью отдала себя творчеству. Сейчас она не только рисует, но и фотографирует, является автором иллюстраций ко многим печатным изданиям. Её картины хранятся в ряде музеев страны, в частных коллекциях России, Казахстана, Украины, Германии, Америки, Франции, Израиля, Великобритании…

 Некоторые работы художницы исполнены в такой технике, что многие очень долго их рассматривают, как и с помощью каких красок нарисована та или иная картина. Вот что об этом писала поклонница ее таланта, жительница Санкт-Петербурга Екатерина Смирнова: «Графика Натальи Судникович – это удивительный мир со своими законами и героями. Его населяют жизнерадостные клоуны, задумчивые звери, хрупкие цветы и одушевленные дома. Она рисует циклами, целыми сериями так, что мы успеваем привыкнуть к персонажам её картин. С каждой новой работой они оживают, делятся с нами своим теплом. Готовы рассказать свои тайны, секреты и выслушать нас.

 А дома! Они живые! С неповторимым нравом, который мы угадываем по мельчайшим деталям. Наташа рисует здания многих городов, где она бывала. Это неоценимый труд, потому что неизвестно, сколько дома смогут простоять в первозданном виде. А так – они остаются на бумаге. И к её призванию – «Художник» можно смело добавить – «Хранитель» в прямом смысле слова не только духовных ценностей, но и памятников архитектуры».

 Кстати, графика – один из любимых видов изобразительного искусства Судникович. По мнению Николая Головченко, автора книги «Мой город. Люди и события», она рисует быстро, почти молниеносно, но при этом интенсивно и каждодневно, как бы на одном дыхании. В этом её особый профессионализм и особый почерк. «Но самой любимой моей техникой всё-таки остаётся акварель, по сырому, «а ля прима»», — говорит Наталья Константиновна. Первые азы в этой технике она получила от Юрия Вавашкина (1947-2009) – преподавателя живописи Алатырской детской художественной школы, талантливого живописца, прекрасного мастера пейзажа и натюрморта.

 Н.К. Судникович любит и экспериментировать. «Меня увлекает придумывать различные сочетания цветовых пятен и линий. Так, я освоила по типу абстракции технику монотипий…», — рассказала она.

 Большую роль в становлении художественно-эстетических воззрений мастера сыграл Санкт-Петербург. Именно здесь на выставках итальянских и датских художников, она впервые увидела абстрактные и авангардные работы. Ей они очень понравились, и женщина тоже решила попробовать себя в этом направлении. Зарисовки с натуры вылились в отдельные серии.

 Благодаря творчеству Натальи Судникович многие узнали о старинном Алатыре с его удивительными пейзажами и архитектурой. Всё это любит и сама Наталья Константиновна, черпая вдохновение в спокойствии и размеренности своего тихого провинциального города, вдали от суеты больших столиц. Из нагромождения домов и строений ей удаётся выхватить и запечатлеть самое характерное, присущее только Алатырю, то, что создаёт облик города. Её часто можно увидеть на пленэре – рисующей с натуры домишки с перекосившимися заборчиками и городскими пейзажами. Героями её рисунков становятся совсем неприметные уголки нашего маленького городка или же известные храмы. Она может рисовать одну и ту же церковь несколько раз – в разных ракурсах, разными техниками, в разное время года. И каждый раз находится свое удивительное, самобытное, неповторимое, присущее только ему.

 Рисование пейзажей, по словам художника, успокаивает и умиротворяет. «После работы на пленэре чувствуешь лёгкость и просветление. Я не только автор, но и первый зритель своих работ. И никакой крутой авангард и абстракционизм, которые встречаются в моём творчестве, не мешает мне любить нарисованные пейзажи и любоваться настоящими наяву», — говорит Н.К. Судникович.

 Художница видит то, на что мы зачастую не обращаем внимания. Обычная берёза или рябина, севшая на провода птица, яблоки в саду. Это поэтический дар увиденного. Она учит нас быть внимательнее, находить красоту в обыденном. «Цветы в садах распускаются весной и радуют нас всё лето до глубокой осени. И мне хочется задержать в памяти это общение с прекрасным. Я очень люблю живые цветы и стараюсь передать на бумаге их красоту и изящество», — поделилась Наталья Константиновна.

 Её первая авторская выставка в Алатыре состоялась в 1993 году. За более чем 30-летний стаж творческой деятельности подобных мероприятий было очень много. Для Судникович совсем неважно – большая выставка организована или маленькая, главное, чтобы люди получили новую радость от её удивительных рисунков. Выставлялась она и в Московском центральном доме художника (там было представлено более 460 работ) и даже за рубежом – в городе Хайфе (Израиль).

 Любоваться её картинами можно не только на выставках, но и другим способом. В городе легко найти кружки, тарелки, большие и маленькие календари, на которых красуются рисунки мастера. Карманные календарики с её работами выходили также в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре. В последнем городе с творчеством Натальи Судникович можно познакомиться, открыв альманах «Лавка коллекционера». Здесь часто печатают её рисунки. С 2007 года в Самаре действует общественная организация – международный союз коллекционеров. Её главные цели – это развитие, пропаганда, поддержка и популяризация различных видов коллекционирования. В 2010 году здесь была утверждена общественная неправительственная медаль для поощрения особо отличившихся коллекционеров и активистов, внёсших определённый вклад в развитие, распространение и пропаганду разнообразных форм собирательства на территории СНГ. Такой наградой Наталья Константиновна награждалась неоднократно.

 Творческий потенциал Н.К. Судникович неограничен, она полна новых идей и оптимизма, а это значит, что нас ждут новые впечатления!