Удивительные истории из фронтовой жизни
Мой дед Михаил Яблонский прошел боевой путь от Воронежа до Кенигсберга, а затем защищал восточные границы нашей родины. Был ранен, погибал и выжил. После войны трудился, создал семью, растил детей. И остался простым русским солдатом — чутким, скромным, добрым, внимательным. Вот уже несколько лет его нет с нами. Но мы помним нашего героя, помним нашего фронтовика.
Михаил Васильевич Яблонский родился 14 ноября 1924 года в селе Стемасы Алатырского района Чувашской АССР. В ряды Советской Армии был призван 14 августа 1942 года, за три месяца до своего совершеннолетия. Был направлен в полковую школу сержантского состава в город Рузаевка Мордовской АССР. По достижению 18-летнего возраста был направлен на фронт.
С боями он прошел от Воронежа до Кёнисберга. Служил в танковых войсках и на бронепоезде. Был ранен, дважды горел в танке, два раза был контужен. До последних дней своей жизни носил осколок пули в виске, который не брались удалять хирурги.
***
В боях на Днестре командир спросил бойцов, кто умеет хорошо плавать, дед вышел вперед. Был дан приказ выкрасть лодку у немцев на другом берегу Днестровского Лимана. Переплыв и отвязав лодку, без весел он толкал ее по воде. Только поняв, что пули врага его уже не достанут, он сел за весла. Так немецкий трофей был доставлен своим товарищам.
На войне, как и в жизни, немало удивительных случаев.
После войны в компании земляков дед рассказал об этой истории с лодкой. И один из собеседников вдруг произнес: «Миш, а я это видел своими глазами…». Как оказалась, он бежал из немецкого плена, и, сидя в кустах на берегу думал, как перебраться к своим. И тут увидел приплывшего за лодкой человека, только вот засомневался, что это свой, да еще и земляк…
***
В сражении под Кривым Рогом (Украина) из дивизии численностью 24000 человек в живых осталось только 24… В этом страшном бою Михаил был контужен и завален землей. На виду остались только красные американские трофейные ботинки, которые ему подарил перед боем сослуживец из Москвы Жуков. Так получилось, что именно Жуков, собирая раненых после боя, увидел торчащие из земли знакомые ботинки и вытащил товарища. При этом не думал, что он живой, просто хотел похоронить друга как солдата. Но дед выжил, хоть и пролежал в госпитале без сознания две недели.
После войны дед до конца жизни переписывался со спасшим его сослуживцем и несколько раз ездил к другу в Москву.
***
После взятия Кёнисберга дед был отправлен на войну с Японией и вернулся домой только весной 1947 года. К этому времени на груди фронтовика уже блестели орден ВОВ 2 степени, и медаль «За отвагу». Он также был награжден медалями «За победу над Японией» и «За взятие Кенигсберга».
После войны в 1948 году дед женился на прекрасной, трудолюбивой, доброй девушке Наташе (нашей любимой бабушке Тали). У них родилось четверо детей, восемь внуков, 18 правнуков. И это еще не предел, ведь жизнь продолжается!
Но если б дед не вернулся с войны, то не появились бы на свет по меньшей мере 30 человек.
Вместе с ним на фронт из села Стемасы ушли 74 его одногодки. Вернулись только 24. И это только 1924 года рождения! На сегодняшний день в селе жив только один участник войны, рожденный в этот год, — Семён Грабов.
Мы обязаны бережно хранить память о наших защитниках, рассказывать об их подвигах своим детям из поколения в поколение. Вечная слава героям!
Автор — Наталья Баюшкина.