Учитель – профессия, которую ценят
Профессия учителя была и остается востребованной и уважаемой во все времена. Именно школа и ее педагогический коллектив играют огромную роль не только в обучении детей, но и в формировании личности каждого ребенка. Потому немаловажно, чтобы в общеобразовательные учебные заведения приходили работать грамотные и инициативные специалисты. Педагоги Чувашской Республики неоднократно подтверждали свою высокую профессиональную компетентность как личными победами в профессиональных конкурсах и состязаниях, так и успехами своих учеников в олимпиадах и других состязаниях различного уровня. Для привлечения в школы молодых педагогов, повышения престижа профессии учителя в Чувашской Республике осуществляется комплекс мер поддержки педагогов.
В системе школьного образования Чувашской Республики работает 10961 педагог, в том числе 9540 учителей. 82,7% учителей имеют квалификационную категорию. В настоящее время доля молодых специалистов в возрасте до 35 лет, работающих в школах, составляет 16,7% (в 2016 году – 15,6%), в дошкольных образовательных организациях – 15,9% (в 2016 г. – 16,2%).
В настоящее время на селе трудится почти 5 тысяч учителей, из них моложе 35 лет – 10,5 %.
В целях привлечения молодых специалистов в Чувашской Республике действуют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, а также государственная поддержка в улучшении жилищных условий. В рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» в 2017 году 25 молодых педагогов получили государственную поддержку для улучшения жилищных условий (в 2016 году – 43 чел.).
На предоставление меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и библиотекарям муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим по месту основной работы в сельских населенных пунктах, в 2017 году направлено более 92 млн рублей. Данный вид поддержки получили 6398 человек.
В целях развития кадрового потенциала системы среднего профессионального образования и привлечения молодых специалистов в профессиональные образовательные организации в соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 4 июня 2015 года № 78 ежегодно десяти лучшим студентам СПО, которые заключили договор о целевом обучении для последующего трудоустройства в государственных профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики, ежемесячно в течение года выплачивается по 10 000 рублей. Так, будучи студентами Алатырского технологического колледжа, Олег Келяшов в 2015 году и Ольга Сумкина в 2016 году заключили договоры о целевом обучении для последующего трудоустройства в учебном заведении, и, завершив обучение в колледже, на сегодняшний день успешно здесь работают: Олег Владимирович – мастером производственного обучения, Ольга Олеговна – преподавателем специальных дисциплин. В этом году еще два студента Алатырского технологического колледжа на конкурсной основе претендуют на заключение подобного договора для дальнейшего трудоустройства в учебном заведении и поддержку из бюджета республики.
Высокий профессионализм педагогов Чувашской Республики подтверждается присвоением грантов в 2017 году.
Так, ежегодного денежного поощрения Главы Чувашской Республики в размере 20 тысяч рублей удостоены 30 лучших педагогов.
По эффективности участия во всероссийских предметных олимпиадах Чувашия входит в первую десятку. Правительство республики высоко ценит качественную работу педагогов, подготовивших победителей и призеров всероссийских олимпиад, международных и межрегиональных олимпиад по национальным языкам. Свидетельство тому – ежегодные денежные поощрения Главы республики. За три года этой премии удостоены более 100 педагогов. Денежное поощрение Главы Чувашской Республики за подготовку победителей и призеров межрегиональных олимпиад школьников по чувашскому, татарскому и мордовским языкам в прошлом году получили 19 педагогов на общую сумму 1,2 млн рублей. В 2018 году таких успехов добились 18 педагогов, которые также удостоены материального поощрения. В их числе Ирина Долгова, учитель Алтышевской основной общеобразовательной школы, воспитанница которой стала победителем Межрегиональной олимпиады по мордовским языкам и литературе.
Денежное поощрение за подготовку победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в прошлом году получили 34 педагога на общую сумму 4550 тыс. рублей. Победителями всероссийского конкурса учителей на получение денежного поощрения Президента Российской Федерации в размере 200 тыс. рублей в 2017 году стали 9 педагогов Чувашии. В их числе — Елена Селезнева, учитель русского языка и литературы школы №2 города Алатыря.
Благодаря профессионализму педагогических работников результаты единого государственного экзамена выпускников школ Чувашии ежегодно выше среднероссийских показателей по всем учебным предметам.
Елена Селезнева, учитель русского языка и литературы школы № 2 города Алатыря:
«По моему мнению, важно и нужно поощрять педагогов, оказывать им поддержку для постоянного самосовершенствования и получения дополнительных навыков. Ведь именно развитие учителя неизбежно влечет за собой повышение качества образования. Педагог старается по большей части не для себя, не для получения очередных званий или наград, он трудится, в первую очередь, для того, чтобы его ученики стремились, а главное имели возможность получать новые знания.
В 2007 и 2017 годах я удостаивалась Грантов Президента Российской Федерации в размере ста и двухсот тысяч рублей соответственно. В 2016 году стала получателем Гранта Главы Чувашской Республики. Все это предварили высокие показатели по результатам единых госэкзаменов, полученные моими воспитанниками, ученая степень учителя-практика, выпуск пособий и мультимедийных учебников под грифом Министерства образования России, 12 раз я становилась победителем республиканского конкурса учителей русского языка и литературы «Открытый урок». Мне довелось читать открытые публичные лекции в Московском государственном и Московском государственном педагогическом университетах во время проведения Всероссийских педагогических марафонов.
Получению такого бесценного для моей педагогической деятельности опыта способствовало не только упорство, но и созданные достойные условия для самореализации педагога».